Примерное время чтения: 7 минут
134

Ось, перспектива, светлота

Проектирование участка состоит из нескольких этапов. На первом делается предварительная разбивка на элементы-зоны. Уточняется, сколько и каких будет элементов, их расположение и площадь. Далее следует продумать, в каком стиле будет выполнен проект.

Общий рисунок сада должен быть привязан к дому. Чаще всего пропорции ландшафтных композиций построены по принципу "золотого сечения", то есть соотношению стороны квадрата с его диагональю. Для большего удобства обычно берут приближенные значения, например 3:5, 5:8, 8:11. Соответственно все элементы сада необходимо по площади сделать пропорциональными размерам дома. Правда, это не всегда возможно, тогда приходится прибегать к приемам, позволяющим зрительно расширить или сузить пространство. Повторение материалов, использованных при отделке дома и линий фасада в садовых композициях, также объединяет дом и сад. Такие элементы ландшафтного дизайна, как мощение, дорожки, подпорные стенки, беседки, а также крупные деревья, с трудом поддаются переносу. Поэтому нужно особенно тщательно продумать и рассчитать их размеры и конфигурацию.

Дороги и стены

Дорожки, несущие наибольшую нагрузку, желательно выполнять из долговечных материалов, таких как тротуарная плитка, натуральный камень, бетон. Для прогулочных тропинок может быть использовано другое, более дешевое покрытие. Часто посещаемые места на участке связываются прямыми дорожками даже в ущерб декоративности. Возможны лишь небольшие изгибы. В зависимости от назначения ширина дорожек различна. Для парадной дорожки от калитки к дому ширина будет составлять не менее 150 см, часто используемые дорожки 80-100 см, второстепенные и прогулочные могут быть 60 см. Садовые лестницы по ширине 120-200 см, а высота ступеней - 10 см. Ширина садовых арок и калиток 120-150 см. Высота беседок, пергол и навесов не менее 230 см. Площадь мощения площадок для отдыха - из расчета не менее 4 м2 на человека. После увязки элементов сада дорожками, несущими функциональную нагрузку, можно перейти к прогулочным дорожкам. Они могут иметь любую конфигурацию, но их прокладку обязательно ведут через точки, откуда открывается наиболее интересный вид на сад или окрестности.

Подпорные стенки также должны по пропорциям соответствовать остальным элементам сада и выполняться из материалов, сочетающихся с мощением и отделкой дома. Вполне допустимо комбинировать их с альпинарием и водоемом. Беседки и перголы должны быть выполнены в том же стиле, что и дом. При выборе места для них обязательно учитывать, как просматривается сад из данной точки. Из беседки должен открываться красивый вид, а менее привлекательные участки сада и окрестностей должны маскироваться. С помощью пергол можно разделить участки сада, создать рамку для красивого вида, зрительно увеличить глубину пространства, замаскировать объекты, не вписывающиеся в картины сада.

Из тени - в свет

Крупными деревьями, как правило, подчеркивают границы зон, закрывают плохой вид на окрестности или соседей, создают тень. Очень интересного эффекта можно добиться, обыграв переход из тени на хорошее освещение. Переход "тень - свет" увеличивает глубину и выразительность открывающейся картины сада. Но переход из света в тень делает картину плоской, менее интересной. Поэтому границу перехода нужно оформить таким образом, чтобы сохранить выразительность композиции. Для этого открытое пространство не должно располагаться строго с южной стороны от тенистой части. Фронтальное освещение границы "свет - тень" самое неблагоприятное для просмотра. Лучше если граница участков пройдет с севера-востока на юго-запад. Тогда в течение дня будут происходить смена освещения и выделяться разные элементы. Это добавит рельефности и динамичности картине сада.

Стволы и оси

Прежде чем размещать на плане крупные деревья, нужно прочертить планировочные оси. Их проводят от точки, с которой начинается обзор, до самого вида. Например, от краев дверных и оконных проемов, от калитки, от середины стороны беседки. Планировочных осей в саду может быть несколько. После этого можно располагать деревья так, чтобы они не перекрывали обзор, давали обрамление виду или являлись завершением открывающейся перспективы. Ведь перспектива должна быть логически завершена. Это может быть вид окрестностей, цветник, элемент садовой скульптуры, лавочка, беседка или дом. Главное, акцент должен быть в конце открывающегося просмотра. Не располагайте яркий цветник перед красивым видом. Не перегружайте элементами, отвлекающими внимание. Оптимально, когда с данной точки перед глазами только одна яркая композиция, - это лучше для восприятия.

При расположении частей композиции относительно планировочной оси важно помнить вот что. Левая и правая части открывающегося вида должны находиться в равновесии. Ощущение равновесия достигается при одинаковой насыщенности и притягательности внимания к обоим частям. Плотные и темные кроны хвойных деревьев кажутся массивными и тяжелыми, березы - легкими и воздушными. Для равновесия к крупному дереву с плотной кроной с одной стороны подойдет группа кустарников с другой. Дом уравновешивается группой деревьев. Яркий цветник гармонично уравновесит крупный газон. Кроме того, ощущение равновесия достигается и равным привлечением внимания к частям. Очень светлые и очень темные, яркие цвета, большие горизонтальные поверхности, вертикальные объекты, волнистые линии, предметы, сильно выделяющиеся на общем фоне, притягивают взгляд. Грамотное распределение этих объектов позволяет создать композицию, все части которой гармонично связаны. Такие уравновешенные композиции создают ощущение комфорта.

Квадрат и круг

Для газона и клумб наиболее подходят формы, приближенные к кругу или квадрату, а также их производные. Возможна также комбинация нескольких форм, тогда желательно, чтобы зона перекрытия фигур была не меньше 1/3 их площади. Круглая форма газона создает эффект увеличения пространства, квадратная увеличивает глубину сада. Газоны с волнистым краем придают композициям динамичность, вызывают желание пройтись (хочется узнать, а что же там, за поворотом?). При планировании газона необходимо учесть наклон для отвода поверхностных вод. Вообще наклон участка в целом должен быть от дома к границам участка. Клумбы также желательно разбивать исходя из форм круга и квадрата. При этом внутри клумбы нужно предусмотреть проходы для ухода за ней. Кроме того, для клумб очень важен цветовой аспект. Для подбора красок используют цветовой круг. Цвета, расположенные напротив друг друга, - сильноконтрастные: зеленый - красный, фиолетовый - желтый, синий - оранжевый. Цвета, расположенные в цветовом круге через один, - среднеконтрастные: синий - красный, красный-желтый, оранжевый - зеленый. Слабоконтрастные - цвета, находящиеся рядом. При составлении композиций используют эти сочетания, три цвета выбирают по углам вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника или более сложные построения. Другая характеристика цвета - светлота, выражаемая в процентах от белого образца. Хорошо смотрятся композиции, собранные из растений с разным значением светлоты, подобранные в определенной пропорции. Более точное представление этой характеристики может дать черно-белая фотография. Насыщенность цвета - еще одна характеристика, выражается в процентах по отношению к насыщенности спектральной полосы. Красный, оранжевый и желтый более насыщенные, чем синие, фиолетовые. Менее насыщенные цвета служат фоном для более насыщенных, поэтому обычно по объему занимают больше места на клумбе. Излишняя яркость композиции плохо влияет на ее восприятие. Кроме этого, цвета принято разделять на теплую и холодную гаммы. И хотя последнее время модно смешивать эти цвета, делать это нужно с большой осторожностью. Соседство таких цветов на одной клумбе может вызвать эффект взаимного поглощения цвета, создать неприятное для глаз сочетание. Теплые цвета - красный, оранжевый, желтый - лучше воспринимаются при ярком освещении. Холодные - синий, голубой, розовый - лучше смотрятся в полутени, а на солнце как бы выгорают, бледнеют. Клумба ярких, теплых тонов кажется ближе к наблюдателю, чем клумба в холодной сине-голубой гамме.

Руководствуясь этими подсказками, вы сможете избежать многих ошибок при проектировании своего сада.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно