ГРОМКИЕ уголовные дела, связанные с преступниками-педофилами, уже несколько лет повергают в шок европейскую общественность.
СУДЫ над убийцами Фурнире и Дютру (Бельгия), процесс, по которому проходило 66 подозреваемых в педофилии из города Анже, пресловутое "дело Утро", по которому сначала обвинили 17 человек, а теперь разбираются с государственными обвинителями...
УТРО (Outreau) - это название городка в департаменте Па-де-Кале. История началась в 2000 году, когда полиция узнала о кошмарном факте - супружеская пара Делей занимается растлением собственных детей. Супруги были арестованы и тут же сознались, что да, насиловали детей, и не только своих и не в одиночку, а в компании. Назвали имена других людей, причастных к этому, весьма уважаемых, среди которых были даже священник и юрист. Детишки-жертвы, в количестве 18, в возрасте от 3 до 12 лет, также подверглись дознанию и подтвердили эти факты, назвав новые имена. В "нехорошей" квартире полиция нашла видеокассеты порнографического содержания. Опираясь на показания четы Делей и детей, полиция арестовала в течение 2001 г. 17 человек и заключила их под стражу. Говорилось о разоблачении крупной международной сети педофилов. Международной, потому что следы преступления якобы вели в соседнюю Бельгию.
Фантазии мадам Делей
СУДЕБНЫЙ процесс "Утро" начался в мае 2004 г. И сразу же преподнёс сюрприз. 7 из 17 подозреваемых были признаны невиновными и отпущены на свободу. Основание - несоответствие показаний свидетелей и отсутствие доказательств. Главная свидетельница Мириам Делей призналась, что напрасно оговорила ни в чём не повинных людей. Вообще в ходе процесса мадам меняла свои показания часто. И впоследствии сама назвала себя "лгуньей" и "больной". Одной из самых ярких нездоровых фантазий был рассказ об убийстве девочки и захоронении трупа в саду. Сад был перекопан в ходе следствия вдоль и поперёк, но ничего не нашли. Женщина была вынуждена признаться, что страшная история выдумана. Любопытно, что некоторые дети подтвердили её показания. Из любопытства, от избытка впечатлительности, из страха перед наказанием, из стремления угодить взрослым? Впрочем, и показания малолетних жертв были сбивчивы и противоречивы. "Я боялся, что, если не скажу полицейским "да", они меня заругают", - признался потом один мальчик.
В ходе судебного разбирательства от концепции "мощной международной сети педофилов" пришлось отказаться. Мадам Делей с мужем и ещё одна супружеская пара, признавшие себя виновными, были приговорены к довольно длительным срокам заключения за сексуальную агрессию по отношению к собственным детям. Шестеро остальных заключённых, с самого начала отрицавших свою вину, получили менее значимые сроки. Обвинительный приговор был ими обжалован в апелляционном суде Парижа. И в конце ноября 2005 года эти шестеро были признаны невиновными. Генеральный прокурор Парижа Ив Бо прибыл в зал суда и принёс извинения от имени правосудия, не дожидаясь даже официального объявления об освобождении заключённых. Несколько дней спустя извинения бывшим заключённым направил лично президент Ширак.
"Юридический Чернобыль"
1 ДЕКАБРЯ 2005 г. суд вынес оправдательный приговор обвиняемым по "делу Утро". Французская юстиция была вынуждена признать свой провал. "Процесс Утро" теперь называют не иначе как "катастрофой правосудия" или "юридическим Чернобылем" и даже говорят о необходимости внести изменения в судебно-следственную систему, неожиданно оказавшуюся такой беспомощной.
Министр юстиции Паскаль Клеман объявил о начале "тройного" расследования - работы суда, следствия и социальных служб - и о возможности наказания совершивших эту чудовищную ошибку, стоившую жизни одному из несправедливо обвинённых (он покончил с собой в тюрьме, не вынеся позора) и нескольких лет свободы для остальных.
В январе 2006 г. была создана парламентская комиссия по расследованию происшедшего. Теперь обвиняются бывшие обвинители. Главное действующее лицо - следственный судья Фабрис Бюрго, который и вёл практически единолично весь процесс. Должность следственного судьи была учреждена ещё Наполеоном. Это некий гибрид следователя и судьи, пользующийся полномочиями контроля за предварительным расследованием уголовных дел. Именно он - первая и единственная инстанция на всех досудебных стадиях уголовного процесса. Он же проводит допросы обвиняемых и свидетелей. 30-летний Фабрис Бюрго практически был главным вершителем судеб обвиняемых по "делу Утро".
Процесс вызывает много споров. Ставятся вопросы о пересмотре подхода к презумпции невиновности, о предварительном заключении, об изменении статуса следственного судьи и вообще о существовании этой должности, а также о методах работы следственных социально-психологических служб, в особенности если дело касается детей и подростков. Говорится также и о роли СМИ, освещающих подобные проблемы.
Кто за это ответит?
СЛОВОМ, история далеко не закончилась. Как для бывших заключённых, так и для служителей Фемиды. Что ждёт бывших узников после освобождения? Разрушенные семьи, потерянная работа, подорванное здоровье, дети, растущие без родителей, несмываемое пятно позора - итоги судебной ошибки. Один из бывших обвиняемых, сам в прошлом юрист, пытается покончить жизнь самоубийством уже после освобождения, ибо не видит для себя никаких перспектив. Супружеская пара бьётся за право вернуть детей - хоть они и признаны невиновными, но собственных детей им пока не доверяют...
Следственный судья Бюрго предстал перед парламентской комиссией 8 февраля. Он отказался от закрытого слушания дела, предпочтя публичность, потому что уверен, что всё сделал правильно. Грядет ли в ближайшее время судебная реформа во Франции? Министр юстиции Клеман считает, что это маловероятно до президентских выборов 2007 года, но "надеяться можно". По мнению же священника Вьеля, одного из бывших осуждённых по "делу Утро", всё закончится тем, что из судьи Бюрго просто "сделают козла отпущения, ответственного перед народом за все несовершенства юридической системы", на том и остановятся.