ТРИ десятка тёмно-коричневых и чёрных безглазых тел копошатся в баллоне с водой. Пока я готовлю к съёмке камеру, врач-гирудотерапевт Айслу Гилязова рассказывает моему сыну о пользе лечебных пиявок.
НО ВСКОРЕ его любопытство сменяется ужасом: одна за другой скользкие твари стараниями тётеньки-доктора перекочёвывают из банки на очередного обнажившегося пациента и начинают жадно насыщаться его кровью.
- Они действительно голодны, - уловив мой взгляд, объясняет доктор Гилязова. - По международным стандартам медицинская пиявка перед процедурой должна голодать не менее 3 месяцев. По тем же нормам, каждая пиявка может использоваться только один раз. К сожалению, "на волю" отпускать их нельзя. Приходится этих выполнивших своё благородное дело природных целителей безжалостно уничтожать, заливая кипятком. Гибнут они мгновенно.
Помогут вам эти козявочки
НАЧАЛО истории лечения пиявками уходит корнями во времена египетских фараонов. А целебными их "укусы" являются потому, что в слюне этих животных содержатся: гирудин - уникальный комплекс биологически активных веществ, разжижающих кровь и расширяющих сосуды, болеутоляющие вещества, энзимы, которые помогают бороться с внутрисосудистыми тромбами и бляшками. Всё это улучшает состав крови "жертвы", к которой присосалась пиявка, усиливает микроциркуляцию крови и лимфы в "проблемном месте".
В России лечение пиявками известно с незапамятных времён, и даже в советские времена оно было, что называется, "в законе". Московский институт повышения квалификации врачей выпускал специалистов-гирудотерапевтов. А пиявок продавали в аптеках, хотя они и были "дефицитом".
Заболеваний, обусловленных нарушениями кровообращения, по словам Айслу Гилязовой, врача с 15-летним стажем, начинавшей когда-то педиатром в Казани, великое множество. Не все, например, знают, что при депрессии, мигрени, разнообразных болях в спине и конечностях, варикозной болезни и даже при новомодном синдроме запястного канала (компьютерные графики называют его синдромом "мышиного укуса" - имея в виду "мышку" компьютера), показано лечение пиявками.
Наелась - отвалится сама
АЙСЛУ приехала в голландский Зандам 6 лет назад, отучилась три года на медицинском отделении Амстердамского университета, подтвердила диплом. И открыла единственный в Бенилюксе центр гирудотерапии. Начинала свою практику со знакомых-соотечественников, но на сегодняшний день 90% пациентов "русского доктора" - голландцы.
70-летняя госпожа Ван дер Лейн пришла уже на 5-й сеанс по поводу болей в ногах, связанных с тромбо-флебитом. Интересуюсь, не слишком ли мучительна предстоящая ей процедура, когда в тело впиваются от 8 до 20 мерзких скользких тварей.
- Жжение, как от ожога крапивой, проходит уже через несколько минут после укуса пиявки, сама же процедура может длиться от получаса до трёх с половиной часов, в зависимости от скорости насыщения пиявок, но всё это время проходит почти совершенно безболезненно. В конце концов пиявка отваливается сама, после чего место её укуса может немного кровоточить, но не более суток.
В Европе гирудотерапевты есть также в Англии, Германии, Франции и Италии. Оттуда же, с юга, со специальных ферм и поставляют в Зандам пиявок.
- В лечебных целях используются пиявки лишь трёх видов - аптекарская, азиатская и медицинская. Всего же в природе насчитывается более 400 их разновидностей. На специальных фермах их выводят по очень сложной технологии, из коконов. И рассылают по медицинским центрам. При транспортировке пиявок очень важно поддерживать температуру около 15 градусов и следить, чтобы вода была достаточно насыщена кислородом.
Помидоры, пони, пароходы
ЗАКОНЧИВ на сегодня с приёмом пациентов, врач Гилязова надевает резиновые перчатки и по неистребимой привычке, знакомой многим нашим соотечественникам, идёт возиться с помидорами в теплицу. Её голландский муж тренирует по соседству теннисистов-любителей. 13-летняя дочь, учащаяся гимназии, зубрит очередной из восьми известных ей языков. У теплицы на продуваемом всеми ветрами мысе за их домом пасутся два красавчика пони, провожая меланхоличными взглядами проплывающие мимо океанские пароходы. Айслу Гилязова смотрит куда-то вдаль и вдруг говорит: "Я до сих пор иногда вскакиваю среди ночи в холодном поту. Мне снится, что я в своей хрущёвке, на улице завывают и матерятся пьяные, денег нет, работа от зари до зари, ребёнка почти не вижу. В общем, замкнутый круг и никакой перспективы. И больше всего я бываю счастлива, когда просыпаюсь и понимаю, что это всё был только сон".