КТО виноват в том, что с эстрадной сцены исчезли таланты? Как относятся авторы хитов прошлых лет к современным перепевкам-ремиксам их песен? Сколько свободы в "свободной Америке", чем отличается Лондон от Москвы и почему один из альбомов группы "Би Джиз" был назван именем советского города Одесса, рассказывает Робин ГИББ, музыкант легендарного трио "Би Джиз", в эксклюзивном интервью "АиФ. Европа".
У ОСОБНЯКА Робина Гибба корреспондента "АиФ. Европа" встретили... два волкодава размером со средних телят. И с двух сторон уткнулись мордами в окна машины, с любопытством рассматривая, кто это тут приехал. Из дома показалась фигура в чёрных джинсах, чёрной футболке и бейсболке - Робин.
- ОНИ просто подружиться с вами хотят, это добрейшие существа на свете!
Моему дому недавно 1000 лет исполнилась. Вон в той комнате заседали девять католических епископов и вынесли приговор Жанне д'Арк. Гонец отправился во Францию с приказом прямо отсюда. Впрочем, любая комната этого дома может рассказать свою историю...
- Привидения не беспокоят?
- Может, и есть они, но я не видел (смеётся). А вообще-то у каждого свои призраки прошлого, вот их и нужно бояться.
Нет людей - есть "проекты"
ТРИ года назад, после смерти Морриса Гибба (брата-близнеца Робина), было объявлено, что группа "Би Джиз" больше не будет выступать под этим названием. Однако только что Робин и Барри Гибб завершили запись нового альбома.
- Мы всего лишь отдали дань памяти Морриса. Его партию, старые хиты, поют разные исполнители - Пол Маккартни, Элтон Джон, - говорит Робин Гибб.
Кстати, нормальным низким голосом. Что удивительно.
- Голоса группы "Би Джиз" - довольно специфические, высокие. Это такая техника пения или голоса при записи подвергались какой-то обработке?
- Ну уж в то время компьютеров не было. Это теперь можно с его помощью сделать оперную арию из скрипа двери. Но мы и сейчас мало пользуемся компьютером, разве только как вспомогательным инструментом. А высокий голос - да просто такая техника пения. Кстати, из нас троих только Барри пел фальцетом, а мы подпевали. Это нетрудно - Пол Маккартни тоже пел фальцетом, Мик Джаггер этим баловался. Это сделало нас узнаваемыми. Я против того, чтобы компьютер подменял живой голос. Мы для создания нашего "фирменного" звука выискивали по магазинам инструменты, причём не по производителю и не согласно моде, а именно те, звучание которых будет соответствовать нашим голосам. Сейчас этого никто не делает. Зачем, если есть компьютерные программы? В ходу - однообразие и подражание. Включите радио и послушайте несколько песен - вы не заметите никакой разницы ни в голосах, ни в исполнении, ни в музыке. Все на одно лицо.
- Очевидно, что за последние лет 10-15 на рок- и поп-сцене практически не прибавилось ни одного сколько-нибудь заметного имени. В чём, по-вашему, причина такого оскудения?
- Эстрада перестала быть искусством, превратившись в чистое заколачивание денег. Виноваты в этом прежде всего звукозаписывающие компании. Теперь не ждут милостей от природы - по-настоящему талантливых ребят, а производят свой продукт сами. Один набирает подростков в группы, другой учит их двигаться на сцене, третий штампует для них песни. А кто-то занимается маркетингом, продвигая это готовое "что-то" публике. Для них не важно, будет ли существовать эта группа в следующем году или даже её название забудут, будет ли эта песня звучать через год-два или нет. Главное - заработать и как можно скорее. Почитайте объявления о кастингах: "Набираются молодые люди от 16 до 20 лет, стройные, приятной внешности, умеющие танцевать". И это в вокальную группу! Мне жалко этих мальчиков и девочек, которых сейчас величают "звёздами". Ведь они пешки, безгласные рабы. Их даже ансамблями не называют, а "проектами". Ничего нет - ни людей, ни личностей, ни голосов, ни имён. Они - ПРОЕКТ. Их индивидуальность, даже если она и была, убивается на корню. И это очень печально. Таланты не перевелись, они есть - но ими никто заниматься не хочет: слишком хлопотно. Талант надо взрастить, отшлифовать, а это время.
- Практически все ваши песни, даже самые ранние, грустные. Неужели вам в юности не хотелось писать о счастье?
- Песни о "неразделённой любви" быстрее всего запоминаются и легче всего продаются. Счастливыми были в жизни далеко не все, а вот трудности были практически у каждого. Психология человека такова, что в тяжёлые моменты его тянет к музыке, отображающей его внутреннее настроение. Ребёнок, который родится через 50 лет, на протяжении всей своей жизни будет испытывать те же эмоции, что испытывали и мы. Это очень важно понять и не пытаться объяснить убожество современной музыки отсутствием спроса на песни с хорошими текстами, наполненные чувствами и эмоциями. Сегодня песни не рассказывают о любви, о дружбе, о счастье, о тоске и печали. Это чистый экшн - я пошла туда, встретила его, и... дальше один секс. Ни уму ни сердцу. А ведь спрос на хорошую музыку есть. Впрочем, нынче некоторые, вместо того чтобы самим что-то создавать, предпочитают воспользоваться уже готовым и проверенным временем. Посмотрите, сколько ремиксов делается, к примеру, на наши песни.
- И как вы относитесь к тому, что их кто-то "перепевает"?
- Двояко. С одной стороны, мы рады, что наши песни живы. Конечно, большинство молодых, слушая ремикс в исполнении какого-нибудь современного певца, даже и не подозревает, чьи это произведения. С другой стороны, обидно же, когда тащат плоды вашего труда. Да и исполнение, прямо скажем, часто то ещё... Сейчас я возглавил специальную комиссию при Европарламенте, которая займётся именно темой ремиксов. Любые ремиксы, даже те, где упоминается имя настоящего автора, по-моему, следует запретить. Музыка и исполнение известных песен передают атмосферу, стиль тех лет, когда они были написаны и исполнены. В ремиксе это теряется, то есть произведения утрачивают самое главное - свою душу. Да и, в конце концов, должно же быть хоть какое-то уважение к настоящим авторам, к их работе и таланту! Нужно рассматривать не только материальную и правовую стороны вопроса, но и моральную.
Лондон по сравнению с Москвой серый
- ВЫ родились в Великобритании, выросли и стали знаменитым в Австралии. Жили в Америке...
- Дело ещё сложнее. Мы родились на маленьком острове Мэн, что в Ирландском море. Островок, хотя и принадлежит Великобритании, имеет свой флаг, свою валюту и даже парламент. Потом переехали в Манчестер, затем в Австралию, где мы фактически выросли и стали знаменитыми. После мы опять вернулись в Англию и уж потом жили в США. Америку я не люблю. Я не разделяю ни американскую культуру, ни американские воззрения на жизнь, ни их манеру поведения. Мне даже их музыка не нравится. И уж тем более я не разделяю их политическую направленность. Каждый раз, когда я нахожусь в США, меня не покидает чувство, будто я на другой планете. Американцы в основной своей массе очень мало путешествуют, понятия не имеют, что делается в мире, поэтому верят всему, что говорят их политики. Последний раз, когда я там был, меня просто потряс тот факт, что американцы даже не знают, где находится Ирак, с которым их страна сейчас воюет! Самые "образованные" знали об Ираке, "что там жарко". Вот и всё. Для них Ирак - это то, о чём говорят в новостях, больше они ничего не знают и знать не хотят. Американцы всегда и во всём первые, всегда правы. А почему? Потому что их правительство это им сказало. Это неправильно. Америка старается насадить по всему миру демократию. Только вот в собственной стране они про демократию забыли. Если в 60-х годах ещё проходили демонстрации против решений правительства, газеты публиковали критические статьи, то сейчас этого практически нет. И где эта свобода слова, свобода прессы? При этом такое впечатление, что никому это и не нужно. Дети, прежде чем переступить порог школы, обязаны клясться в преданности американскому флагу. Я этого не понимаю! Кто из этих детей вырастет? Фанатики-националисты! В гитлеровской Германии 30-х годов тоже вся страна ежедневно клялась тряпке со свастикой. И плохо кончила.
- Один из альбомов "Би Джиз" называется "Одесса". Почему вы вдруг решили посвятить диск советскому городу?
- Потому что он нам очень понравился. Мы с Барри посетили Одессу в 1968 году. Это просто дань уважения городу, который произвёл на нас большое впечатление, его истории, морю. Вот и всё. Не старайтесь усмотреть в диске ничего политического. Сначала Барри хотел назвать его по-другому - "Шедевр" (Masterpiece), но я настоял на названии "Одесса".
- А когда вы в первый раз приехали в Москву?
- В марте 2005 года мы пели в Кремле. Вот так: первый раз в Москве - и сразу в Кремль (смеётся).
- И как впечатление?
- Это один из самых красивых городов, какие я только видел в своей жизни. Если бы знал, приехал бы раньше. Архитектура потрясающая и ни на что не похожая. Церкви - как огромные нарядные торты, и как их много... А цвета! Лондон по сравнению с Москвой очень серый.
- В марте в Москве ещё зима, не замерзли?
- Я не очень страдал от холода. И потом, теплота, с которой нас принимали, согревала лучше всякого южного солнца. Как это у вас получается - быть такими эмоциональными и тёплыми людьми в такой холодной стране?