Примерное время чтения: 6 минут
133

Почём фунт томатов

НАСТОЯЩУЮ цену испанским овощам и фруктам знают иммигранты. 5,5 евро платят в среднем в час сезонникам на полях и в теплицах Испании. Именно благодаря им эта страна остаётся "главной европейской грядкой".

"ПРОИЗВОДИМ конкурсный отбор сельскохозяйственных рабочих для сбора урожая винограда. Необходимы физическая сила, желание работать и умение деликатно обращаться с виноградом". Это лишь одно из многих подобных объявлений на самом популярном в испанском Интернете сайте по трудоустройству. По соседству - другое предложение: "Крупному автоконцерну требуется менеджер по рекламе". Объявления опубликованы практически одновременно. К вечеру автоматические счётчики фиксируют количество заинтересовавшихся. На виноградники пожелали выехать 6 человек. В надежде получить место рекламщика в автоконцерне на сайт отправили свои резюме 84 кандидата. И это ещё одно подтверждение общеизвестному - испанцы, которые, собственно, и являются основными пользователями интернет-бирж труда, рады оставить тяжёлый физический труд иммигрантам. Последние же, не имея в массе своей доступа к современным технологиям, направляются не на виртуальные, а на реальные биржи. Там помимо строек и общепита их ждёт множество вакансий в сельском хозяйстве. Недаром же Испанию называют европейским садом-огородом. А раз так - кто-то должен его окучивать?

Испанцы и французский виноград

ВПРОЧЕМ, сами испанцы тоже не растеряли сельскохозяйственных навыков. Но многие из них находят применение своим крестьянским талантам на соседних французских грядках. Особенно популярны массовые выезды на сбор винограда в Средние Пиренеи, Лангедок и Бордо. В сентябре этого года виноделы Франции предоставили работу почти 10 тысячам испанцев. В чём причина подобной утечки национальных испанских рабочих рук? Ответ прост - французы платят больше. Час работы на французских виноградниках стоит 8,27 евро (минимальная узаконенная плата). Это на 3 евро выше испанских ставок. Минимум, который зарабатывают испанцы на французском винограде, - около 1500 евро в месяц. К тому же существуют льготы, о которых в Испании и не слыхивали. Например, во Франции закон обязывает предпринимателей доплачивать около 115 евро "отцам семейства" - работникам, на чьём иждивении находятся двое детей. Обязательный контракт, социальная страховка, достойные условия для проживания - после двух месяцев страды испанцы возвращаются домой вполне довольными.

...И находят собственные виноградники тоже облагороженными: плоды сняты и запущены в дело. Это потрудились иммигранты из Восточной Европы и Африки. Их вклад в испанское виноделие оплачивается более скромно, чем во Франции, - в среднем около 5,5 евро в час. Тем не менее Кастилия-Ла Манча, самый крупный регион - производитель вина в Испании, ежегодно получает в своё распоряжение около ста тысяч пар рабочих рук. Регионы Ла-Риоха и Наварра производят меньше вина, но пользуются лучшей славой у сезонников. На тамошнем винограде можно заработать около 6,2 евро в час. В сентябре также идёт сбор урожая яблок, груш, персиков и прочих фруктов в других районах Испании (Лерида, Арагон). На Канарских островах поспевают томаты, огурцы и бананы. По всей стране ждут своего часа оливки и миндаль. В ноябре стартует кампания по производству оливкового масла. Необходимы тысячи рабочих на сбор цитрусовых. А там уже и весна - пора сеять. Всё это без учёта нужд тепличного хозяйства, где любое время года - урожайное. И всё это по средней ставке - около 5 евро в час.

История одного радикулита

"ЕСЛИ тебе наплевать на своё здоровье, ты можешь работать сезонником хоть всю жизнь. Правда, вряд ли она при этом окажется долгой и счастливой", - иронизирует Валерий П., чья испанская трудовая биография началась в середине 90-х годов в яблочных садах Арагона. В своё время невозможность прокормить жену и дочку вынудила его оставить Ростов-на-Дону. Сегодня вся семья в полном сборе живёт в Барселоне. Валерий работает в небольшом испанском ресторанчике и признаётся, что в сезонники его может заставить вернуться разве что очень сильная нужда. "Три года назад случился простой в работе. По старой памяти поехал на сбор апельсинов в Валенсию. Во-первых, когда тебе уже за 40, мало удовольствия жить, пусть и временно, в съёмной квартире с шестью соседями. Во-вторых, быстро "аукнулись" давнишние яблочные сады. Потаскал корзины с апельсинами, месяца не прошло - спину скрутило так, что сил осталось только дойти до больницы, потом до конторы за расчётом - и домой! И платили "апельсинщики" не особо - что-то чуть за 30 евро в день за восемь часов работы. Хотя прогресс налицо - десять лет назад на яблоках я зарабатывал примерно 22 евро за 10-часовой рабочий день. И вдобавок, будучи без документов, скакал, как заяц, с одной плантации на другую - нелегалов хозяева долго не держат, боятся проверок". Валерий не считает себя экспертом в вопросах сезонного труда, но полагает, что, задавшись целью, возможно найти себе достойное применение в испанском сельском хозяйстве. И в пример приводит своего приятеля-поляка, который после сезонных мытарств обосновался наконец-то в должности механика в одном деревенском кооперативе по производству оливкового масла. В той же самой деревне барменшей устроилась и жена поляка-везунчика, в своё время приехавшая "на клубнику" в провинцию Уэльва. "А хуже Уэльвы, по-моему, могут быть только теплицы. Там действительно ад, в котором вкалывают африканцы за 500-700 евро в месяц", - говорит Валерий.

Несладкая клубника

ПЕЙЗАЖИ регионов, специализирующихся на тепличном хозяйстве, в Испании принято называть "пластиковыми морями". Едешь по автостраде испанской Альмерии и видишь, как широко, под горизонт, простираются бело-серые квадраты и прямоугольники парников. Внутри многих сооружений работники перемещаются исключительно согнувшись: теплицы, особенно старые, очень низкие. Духота, повышенная влажность. Большинство вкалывающих "на помидорах" - выходцы из Африки. Именно их чаще всего нанимают на самые тяжёлые работы, например на посевную. И именно за их права пытаются бороться всевозможные гуманитарные организации. Отравление разбрызгиваемыми в теплицах химикатами - обычное дело. Не говоря уже о жалких условиях, в которых живёт большинство тепличных сезонников - бараки или хижины, сколоченные на скорую руку.

На полях Уэльвы - самой большой испанской клубничной плантации - работают в основном женщины из Восточной Европы. Тысячи полячек, болгарок и румынок наводняют этот регион в сезон (с февраля по июнь). Их не пугает перспектива откровенной эксплуатации со стороны "клубничных баронов": небрежно составленные контракты, штрафы, переполненные "общежития" для сезонниц, ненормированный рабочий день.

Кстати

По различным оценкам, 60-70% сезонных рабочих в сельском хозяйстве Испании - это иммигранты. В отличие от Франции, где ситуация контролируется гораздо жёстче, на испанских полях трудится довольно большое количество нелегалов без каких-либо документов. По окончании страды многие из них остаются в стране, вместо того чтобы вернуться к себе на родину.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно