8 сентября в Концертном зале у Финляндского вокзала начинает сезон Открытый общественный театр "Родом из блокады". Пройдет спектакль "Не ради славы и наград", посвященный 60-летию блокады. Артисты называют жанр этого представления "спектакль-воспоминание". Будут вспоминать не только блокадные события, но и своих соратников по театру. Один из них - Всеволод Угрюмов, ушедший из жизни весной, за несколько дней до указа президента о присвоении ему почетного звания Заслуженного артиста.
Всеволод Угрюмов, пианист, главный концертмейстер театра "Родом из блокады", проработал в труппе более 5 лет. Его творческий путь вобрал в себя художественное руководство Калининской филармонией, куда он был назначен по окончании Московской консерватории, по классу знаменитого Генриха Нейгауза. 30 лет отдано Всеволодом Александровичем "Ленконцерту", он был концертмейстером Бориса Штоколова, замечательного скрипача И. Шпильберга, работал с Г. Богдановой-Чесноковой, И. Дмитриевым, В. Медведевым, кинорежиссером Я. Фридом. Охотно приглашали его и московские звезды: Андрей Миронов, Евгений Леонов, Валерий Золотухин.
Начало пути
Всеволод Александрович - потомок офицера с крейсера "Аврора" и урожденной баронессы фон Розен, чей дед был автором либретто оперы Глинки "Иван Сусанин". Музыка звучала в их доме постоянно, первой учительницей стала мать Елена Федоровна. Потом Всеволода определили в музыкальную школу Петроградского района. Уже в юные годы он выступал в Филармонии и Капелле, участвовал в конкурсах молодых дарований. Все складывалось замечательно, однако в конце 30-х семья была репрессирована и выслана в Астрахань. Всеволоду удалось продолжить образование в музыкальном училище, он участвовал в публичных выступлениях, а в 1940-м поступил на последний курс училища при Ленинградской консерватории. Но началась война.
Война
В первые же дни 17-летний доброволец Всеволод Угрюмов записался в Первую (Кировскую) дивизию народного ополчения. В одном из боев на Ленинградском фронте он был тяжело ранен - пуля раздробила правый плечевой сустав, прошла насквозь в двух сантиметрах от позвоночника. До темноты лежал в окопе, ночью с гранатой в здоровой руке (на случай встречи с фашистами) пополз к своим. Дополз. Его отправили в медсанбат, и начались долгие скитания по госпиталям. Правая рука не работала, но удалось частично восстановить подвижность сустава. К строевой службе инвалид Угрюмов был признан непригодным, вернулся к родителям в Астрахань. Там в эвакуации находился оперный театр из Донецка, пошел рабочим. Все это время занимался тренировкой раненой руки и все-таки надумал ехать в Ленинград, благо блокада закончилась, поступать в Консерваторию.
Работал до последнего дня
Добираться пришлось через Москву, где в это время также шли экзамены в Консерваторию. Там неожиданно для себя поступил на кафедру знаменитого профессора Генриха Нейгауза. Столичную консерваторию, тогда лучшую в мире по подготовке пианистов, закончил с отличием, диплом подписал сам Арам Хачатурян. Министерство культуры направило молодого музыканта в Калининскую филармонию, которой он и руководил свыше 10 лет. В конце 50-х реабилитировали родителей. Как каждый ленинградец, Всеволод мечтал вернуться в родной город, и после реабилитации это стало возможным. Работая в "Ленконцерте", участвовал в постановке опер "Риголетто", "Евгений Онегин".
...Не так давно товарищи по театру "Родом из блокады" поздравляли Всеволода Александровича с 75-летием. Главный концертмейстер много работал, выступая на самых разных площадках от Филармонии и Капеллы до Театра эстрады и Лиговского народного дома. Музыкант-виртуоз всегда был в безукоризненной форме. А вот поздравить Всеволода Александровича с присвоением звания Заслуженного артиста товарищам по театру не удалось. Слова благодарности прозвучат на вечере 8 сентября.