Утро. Центр Москвы. Место странно безлюдное, если не считать пару-тройку детей, расписывающих входные двери, и несколько бессознательно-нетрезвых тел, лежащих тут же. Все дома как один, и номеров на них нет. "Там, - указывает на нужное мне место, подозрительно осматривающая меня бабушка. - Вон, видишь, где толпятся. У-у, наркоманы! Они там все заразные... "
На точки "наркозависимых" меня не взяли не только по возрастному цензу. Просто, наверное, не слишком доверяют "болтливой прессе". 16-летняя Саша, взглянув на меня из-под черной шляпы, оторвалась от отчета и деловито отрезала: "Собирайся, скоро выезжаем".
Погрузив несколько коробок с презервативами в "жигуль", мы отправились на еженедельно проходящую акцию "по борьбе с ВИЧ и СПИДом".
МАЛЕНЬКАЯ вывеска "Возвращение к жизни". Лестница ведет в подвальное помещение с разноцветными стенами и водопроводными трубами над головой. Жутко, но достаточно мило. Вокруг брошюрки, плакаты о правильном "иглоукалывании". Ультрамодная молодежь. Сидят и что-то строчат, причмокивая плюшками, вафлями и зефиром. Меня подвели к главному.
- Как, нравится у нас? Для многих наших аутричвокеров это и работа и дом одновременно, - объясняет Дмитрий. - Отсюда мы и отправляемся спасать... Презервативы на улицах раздаем, спиртовые салфетки для безопасных инъекций и специальную литературу, а иногда и шприцы, правда, сейчас их нет... Дефицит. Мы единственные занимаемся программой "Снижение вреда". А лучше пусть тебе сами ребята все расскажут. Вот они сидят, отчеты пишут, может, тебя куда-нибудь возьмут...
Синеглазая Лера, занимающаяся столичными "девочками":
- Сегодня взять не могу. Не мой день. Может, посреди недели...
- Чаю хочешь? - Назвавшийся Витей подводит меня к столу со сладостями. - Понимаешь, сладости наркотики заменяют... Вот я уже больше месяца не кололся... Пивом заменяю. Недавно один паренек нас раскумарил... там, на точке... за так. Но ты лучше туда не просись - все равно не возьмут.
- К наркоманам?
- Ты лучше так их не называй. Наркозависимые тоже люди! Это все равно что "голубого" пидором обозвать! Вот Чайковский был пидор и наркоман, а его портрет висит теперь в консерватории. И Андерсен потреблял, однако книжки его детям все равно читают... И вообще о наркотиках знали давно, и великие о них писали, Достоевский, например, Булгаков, Баян Ширяев... На, почитай, мы там обо всем этом пишем... Тоже журналисты! - И он дает мне журнальчик с подходящим названием - "Мозг". Рядом лежит ворох другой "антипропагандной" литературы: красочные книжицы о сексе и наркотиках. Про безопасный секс наслышаны, спасибо. А вот брошюрки о наркоте достойны отдельного внимания... В них можно увидеть все виды псилоцибиновых грибов, узнать интереснейшую историю и эффекты от каждого отдельно взятого наркотика, а также подробнейшую инструкцию по применению.
- Смотри! - хвалится Влад своей татуировкой во всю руку. - Сами рисуем. Здесь грибы. А вот шприц... Захватывающе, правда?! Хорошо следы от иглы скрывает. От ментов там... Но это только между нами, а то начнут к каждой татуировке придираться. А вон видишь, у Сашки язык проколот?! Знаешь почему? Когда наступает передозировка, многие умирают от того, что язык дыхательные пути перекрывает. А так, бывает, штангу между зубами зажмешь и живешь, да, Саш?! Это, конечно, шутка, Саша у нас еще маленькая, да и вообще... не зависит.
- А как думаешь, сколько мне? - вмешивается Витя. - Правда, молодо выгляжу! Мне ведь уже далеко за 25, и дочка есть... Не хочу, чтобы она, как я... подсела. У нее другое будущее... А хочешь, съезди вместе с Сашкой. Санек, вы же сегодня едете?
Пятница. Вечер. Здесь их уже ждут завсегдатаи Ленинградки - девочки на обочине шоссе. Стоп. Приехали...
- Девки, презервативы привезли!!! - раздается радостный вопль одной из проституток.
- Гондончики!
- Здравствуйте, мы из организации "Возвращение к жизни", - представляются аутричвокеры.
Короткие шорты, парики, ласковый мат, при помощи которого они общаются друг с другом. Коробка с презервативами роздана, теперь вроде бы и поговорить можно, но... Раздается: "Полторы тысячи!" - и девушки строятся в шеренгу. Но вот девочка выбрана, и оставшиеся вступают в беседу с нами, слушают, где можно бесплатно, а главное - анонимно провериться на ВИЧ, а в случае чего и полечиться. Спрашивают о болезнях... Черноволосая красавица отводит Сашу в сторону поговорить о "чисто женской проблеме" - ничего серьезного, просто как-то неуютно, когда из тебя "льет, как из ведра". "Все понятно - молочница", - уверенно ставит диагноз Саша, предлагая использовать "хлопчатобумажное, нормальное белье" или не работать некоторое время. Красавица искренне возмущается - белье за 50$ в принципе ненормальным быть не может, а не работать нельзя.
Тем временем обстановка довольно дружелюбная. "Они нас уже знают, - объясняет Дима. - Поехали дальше". "Берегите себя" - вместо прощания.
Здесь уже не так "уютно" - у самой дороги, постоянные "показы" пацанам на машинах. Подходим. Объясняем, что такое контрацептивы и зачем оно надо. Не отказываясь от дармовых кондомов, девки смеются в ответ: "Мы каждый месяц проверяемся!" Вдогонку нам звучит: "А СПИД лечится?"
- А вот вы предохраняетесь? - спрашивает Дима у довольно пожилой дамы.
- Вы что!!! Я только для того и работаю, чтобы забеременеть, но что-то не получается... Мне это не нужно... и книжки ваши не нужны! Чего-чего, но этого я вовсе не ожидала услышать - почти бабушка, а все туда же.
На третьей точке мы привлекли внимание "хозяина" территории. Наверное, сутенер подумал, что новеньких ведут. 16-летняя напарница Димы хотела было популярно объяснить, но...
- Думаете, это им нужно? Да вы посмотрите, кому из них это нужно?! У моей жены, она (с некой гордостью. - Авт.) - мамочка, в машине ваши книжечки про безопасный секс ва-ля-ют-ся! - отвечает хозяин, сплевывая кожуру семечек.
- Ну зачем же так? Они же тоже люди...
- Что?! Где здесь люди? Покажите мне хоть одного человека! Хотя... идите, разговаривайте - им это как об стенку горох... А презерватив можно?
Из кустов вылезают "по-рабочему" одетые девочки, возмущаясь: "Поссать спокойно не дадут!" - и строятся на привычное "дефиле". За халявными презервативами подходят не только секс-работницы, но и какие-то мужики. Проявляют недоверие к продукции, но, получив уверения в том, что это даже для анального секса сгодится, берут и скрываются в вечерней темноте. Девчонок же интересует не вопрос прочности (а зря!), а когда для орального привезут. Одна, самая продвинутая, объясняет, что "это такие тоненькие". "Чай горячий!" - проносится рядом бабушка-одуванчик.
Закончившиеся презервативы говорят о том, что и рабочий день подошел к своему концу. Пора возвращаться, а завтра - отчет о прошедшем дне. Оставшиеся несколько пачек с контрацептивами исчезают в карманах аутричвокеров.
- Это так, друзьям, - смешливо заявляет Саша. - Тебе не надо?