МОСКВУ заполонили зомби. В жару и в холод, утром и вечером, на центральных улицах и в подземных переходах они вырастают, словно из-под земли: "Можно к вам обратиться?" Вы только на секунду замешкались с отрицательным ответом - и вот они уже улыбаются, заглядывают вам в глаза и вежливо, но весьма настойчиво предлагают купить открытки, буклеты, книги или пожертвовать немного денег в пользу голодающих детей Африки, в фонд борьбы с наркоманией, в помощь движению за чистоту любви.
Борцы за девственность
ПОНЕДЕЛЬНИК. Дождливое утро. Начало десятого. На аллее возле главного здания МГУ немноголюдно. Но они уже начали работу: вот девушка в стеганой куртке спрашивает что-то у проходящей мимо студентки. Получив, по-видимому, отрицательный ответ, она не сильно расстраивается и, сняв с лица дежурную улыбку, снова застывает в ожидании. В нескольких метрах от нее высокий некрасивый парень "обрабатывает" другую, более податливую жертву. Общение с "клиентом" происходит всегда по стандартной схеме: "Мы из Федерации молодежи за мир во всем мире и чистоту любви", - заученно восторженным тоном представляются юноши и девушки, после чего немедленно следует вопрос, за который московские студенты окрестили этих несчастных "борцами за девственность": "Считаете ли вы, что нужно сохранять целомудрие до брака?" В случае как отрицательного, так и положительного ответа вас пригласят прослушать лекции и семинары, которые вы сможете посетить в любое удобное для вас время, но лучше прямо сейчас.
Тридцать три коровы
ОКАЗЫВАЕТСЯ, что на "лекцию" никто, кроме меня, "не пришел". У входа в один из штабов Федерации молодежи меня встречает та самая девушка в стеганой куртке и приветливо приглашает войти. За мной автоматически закрывается железная дверь, и я, признаться, испытываю чувство легкого дискомфорта, спускаясь в полуподвальное помещение. Впрочем, сам штаб больше напоминает обычную московскую квартиру: прихожая, длинный коридор, кухня, две комнаты. Окон нет. Знакомимся: Ольга, Виталий (похоже, это "наставники"), Ирина, еще несколько юношей и девушек. Возраст определить сложно, но вряд ли кому-нибудь здесь больше тридцати. Все очень услужливы и доброжелательны, однако меня не покидает ощущение, что действуют и говорят эти ребята не совсем естественно, полуавтоматически. Для начала мы все встаем в круг, Виталий берет гитару, мне предлагают выбрать любую песню из самиздатовского сборника: в основном это песни из мультфильмов, советского кино и репертуара группы "Машина времени".
Старательно пританцовывая и жестикулируя, ребята поют песню про... тридцать три коровы.
После этого нас с Ириной оставляют вдвоем. Для начала она показывает мне фотографии основателей организации - господина и госпожи Мун, после чего, старательно выводя на доске слова "эгоизм", "последствия сексуальной революции", "СПИД" с одной стороны и "разум", "добро", "любовь" с другой, она рассказывает мне о том, почему нужно стремиться к созданию здоровой семьи. Все вполне разумно и логично. Впрочем, моим мнением Ирина не интересуется: она заученно произносит слово за словом (психологи называют это эффектом включенного магнитофона) и улыбается.
После "лекции" мне предлагают чай и просят оставить координаты. В заключение вполне интеллигентно требуют 20 руб. за "бесплатную" лекцию, не сильно обижаются на отказ и настоятельно приглашают приходить еще.
Империя Муна
НА САМОМ деле Федерация молодежи за мир во всем мире - лишь вспомогательная деталь в гигантском механизме всемирной "империи Муна". Сначала Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, или Церковь Объединения, ныне (официально) - Федерация семьи за мир во всем мире вербует все больше живых роботов во всем мире. Ситуацию комментирует сотрудник Душепопечительского центра при церкви св. Иоанна Кронштадтского Александр БАРАНОВ, имеющий немалый опыт в деле реабилитации зомбированной молодежи:
- Церковь объединения - очень мощная тоталитарная секта. Ее основатель, "преподобный" Сан Мен Мун родился в 1920 г. "Преподобный" был неоднократно судим, в том числе за сексуальные отклонения и бигамный брак. В 1985 г. Мун объявил себя Императором Вселенной и поставил христианскому миру условие: либо полное подчинение и объединение на принципах мунитского учения, либо война.
Учение Муна в корне отлично от христианского. Это эклектическое религиозное верование, куда вошли элементы шаманизма, даосизма, некоторые эсхатологические принципы протестантизма. Человек, попадающий к мунитам, автоматически становится рабом организации. Он бросает учебу, работу, семью, друзей и уходит в "коммуну". Основные его занятия здесь: изучение "Принципа", "молитва" и работа на "преподобного" Муна. В секте Муна существует целая система контроля сознания: не исключено, что разработана она специалистами-психологами. Контролируется каждый шаг. К новичку приставляется наставник, которому он обязан полностью подражать. Человека принуждают постоянно молиться - и не про себя, а в группе, вслух. Существует и система наказания: строгий пост, лишение сна. Человека загружают работой так, чтобы у него не оставалось времени осмыслить происходящее. Какой-либо альтернативной информации ему не дают. Человек становится похожим на робота. Цель - превратить завербованного в абсолютно послушную, лояльную машину, которая не задает лишних вопросов.
Вербуют в секту в основном студентов, молодежь не старше 35 лет. Были случаи, когда через преподавателей вербовали несовершеннолетних. Ребят приглашают на семинары: однодневные, пятидневные, двухнедельные. Потенциальным жертвам сначала рассказывают о "проповеднике" Муне, потом постепенно подводят к мысли, что Мун - не кто иной, как Отец, Истинный Родитель всего человечества. Успех вербовки зависит в большой степени от жизненной ситуации, в которой находится вербуемый: это и проблемы дома, в институте, на работе, и всевозможные комплексы, часто - внешние недостатки. Вербовщик предлагает очень простое разрешение этих проблем: "Приходи к нам, ты не будешь задумываться о своей внешности. Ты поймешь, что есть масса гораздо более высоких ценностей". Попавшие в секту парни и девушки заполняют специальные анкеты, которые отправляются в Сеул.
Двери в Россию Муну открыла перестройка. В начале 90-х Мун прямо говорил о том, что собирается сделать мунизм государственной религией в России. При тогдашней восприимчивости нашей страны к любым иноземным веяниям и всегдашней готовности русских поверить в любое "светлое будущее" это заявление не было вовсе абсурдным. Многие политики симпатизировали Муну. В свое время в школах Калмыкии даже была введена программа обучения по учебнику "Мой мир и я", кратко излагавшему основные принципы учения Муна. После ряда скандалов эту программу свернули. В 1994 г. Церковь Объединения официально зарегистрировалась в России как религиозная организация. Никаких официальных запретов и ограничений на деятельность мунитов в нашей стране на сегодняшний день нет.
"Радостные" жертвы
ЧТО же делать? Формула "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" в данном случае не работает. Жертвы Муна расположены скорее "спасать" других, нежели признать опасность собственного положения. Забота о судьбе улыбчивых девчонок и парнишек из Федерации молодежи ложится на плечи их родителей, друзей и иногда сотрудников реабилитационных центров при Православной церкви. Есть определенный ряд правил, которые нужно соблюдать при общении с попавшими в секту. Рассказывает Александр Баранов:
- Не нужно устраивать гонений на ребенка, попавшего в секту. Родителям, ребенок которых попал в секту, нужно проявить как можно больше ласки, заботы, понимания. Эти ребята лишь искренне заблуждаются. Ни в коем случае нельзя пытаться переубедить ребенка, нельзя действовать с помощью угроз типа "или перестань туда ходить, или убирайся вон". Нужно учитывать тот факт, что у завербованного человека меняется личность: это уже не тот ребенок, которого вы знали раньше. Родители часто не могут себя сдержать. Пытаются разыскать какие-то разоблачительные материалы против секты, не понимая, что ребенок априори воспринимает эти материалы как ложь. Хорошо бы в этот момент обратиться за консультацией к специалистам. Главное - чтобы не было слишком поздно.