ИДЕЯ поворота российских рек родилась отнюдь не в ХХ веке. Первое крупномасштабное гидростроительство было проведено в нашей стране почти триста лет назад. Велением Екатерины Великой, радевшей за водопой конных экипажей на ямских станциях Санкт-Петербургского тракта, был прорыт канал, соединивший реки Истра и Сестра.
ТАК более 12 км2 суши оказалось под водой, а в Подмосковье появилось искусственное озеро Сенеж. На нем частично сохранились водорегулирующие сооружения екатерининской поры, до сих пор являющие пример успеха инженерной мысли. Поэтому, когда экологи наконец-то добились финансирования работ по очистке весьма захламленного Сенежа, сама собой пришла идея заодно с ликвидацией скопившегося на дне мусора возродить старинную систему инженерных сооружений. Во-первых, памятник старины будет заново воссоздан. Во-вторых, современные инженерные сооружения на Сенеже по надежности оказались сравнимы с теми, что были при царице.
Работы по очистке начались с гидролого-археологической реставрации. Чтобы добраться до древней водозапорной шахты, пришлось вначале обнести старый участок дамбы насыпью, чтобы преградить доступ воде. Затем "чистильщики" приступили к послойным раскопкам. Когда ирригационная затея Екатерины обернулась крупномасштабным разливом, царица приказала выстроить по западному низинному краю новообразованного водоема дамбу, в которой укрепили заслонки для регулировки стока воды. Иначе бурный поток со временем сошел бы от канала в низину, и под угрозой заболачивания оказалась бы местность втрое больше затопленной. С возведением дамбы и устройств регулировки водостока канал для лошадиного водопоя оказался полон, и избыток воды не утек вдаль, к Клину, а остался плескаться в новом водоеме. Озеро хоть и получилось искусственным путем, но было весьма живописным с виду. Назвали водную гладь Сенежем в честь царицыного коня Сенешаля, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор с рытьем канала.
За триста лет старинную шахту с системой водных заслонок замуровывали несколько раз. В конце ХIХ века главный тогдашний "олигарх" села Солнечная Гора немецкий барон Кнопп заменил комплекс толстенных дубовых заслонок новыми сварными щитами из железа и... новехонькой турбиной! Первая гидроэлектростанция Подмосковья давала мощность в 50 киловатт. Этого хватало для работы полутора десятков фонарей, освещавших дамбу. Здание гидростанции простояло нетронутым до 50-х гг. XX в. Тогда пришли военные техники. У них был сталинский приказ: для укрепления дамбы залить бетоном все древности. По новому шоссе к воинской части, базирующейся на дальнем берегу озера, предстояло ходить большегрузному транспорту.
"Турбину, оставшуюся от гидростанции барона Кноппа, мы уже извлекли. - Гендиректор ПМК-19 Александр Москвилин указывает на развалы металла вдоль берега. - Агрегат, хоть и пробыл в воде и цементе более ста лет, остался работоспособным. Но на будущей ГЭС установим новую турбину, современную. А старую поставим у входа в здание как главный экспонат будущего музея подмосковной электрификации. Его хотим выстроить по образу и подобию здания старой ГЭС. К сожалению, ее фотографий не сохранилось. Приходится восстанавливать облик по рассказам старожилов".
Зашевелились комиссии из Мосэнерго - не планирует ли Солнечногорский район воздвигнуть самостийную систему электроснабжения? Успокоил профессор Юрий Шполянский из НИИ "Гидропроекта", разработавший новую турбину для будущей Солнечногорской ГЭС: сила водного потока такова, что мощность станции будет не более 50 киловатт, почти как при бароне Кноппе. К будущей осени Сенежскую ГЭС достроят. Но запустят ее, только вычистив озеро. На чистой воде, уверяют специалисты, гидрооборудование будет работать надежнее. И, может быть, даже прослужит дольше, чем ставшая музейной реликвией турбина "от барона Кноппа".