СТИПЕНДИЯ сегодня в несколько раз меньше прожиточного минимума, едва хватает на проезд в метро, не говоря уж о культурном досуге. Вот и приходится бедным студентам искать какой-нибудь заработок. Однако ограниченный график работы и отсутствие опыта не позволяют найти приличную работу, а на раздаче рекламных буклетов и подрабатывании по вечерам в ближайшем "Макдоналдсе" много не заработаешь. Другое дело - работа творческая, желательно со свободным графиком, да еще и так, чтобы платили прилично. Да где ж такую взять?
В ПОСЛЕДНЕЕ время на столичном книжном рынке появились новые пособия для школьников - сборники решенных примеров и задач из конкретного учебника, так называемые "решебники". Их написанием занимаются студенты московских вузов. За каждый сборник получают от 6 до 10 тыс. руб. (в зависимости от количества и степени сложности заданий). Главные требования к автору - знание предмета. Борис Жалейко, студент МАТИ, работает на одно из московских издательств около двух лет. За это время успел написать 7 решебников по английскому языку. "Работа непыльная, - говорит Борис. - Главное ее преимущество в том, что ты сам являешься хозяином своего времени. У тебя есть книга, есть определенные сроки сдачи. Чем раньше сдашь, тем скорее получишь новую. Чем больше книг напишешь, тем больше денег заработаешь".
Такая вот нехитрая арифметика. Хотя, конечно же, не все так просто. При написании решебника автор должен учитывать интеллектуальный уровень своих читателей. Задачи решаются как можно подробнее и наиболее рациональным способом. Что же касается, скажем, упражнений по русскому и иностранным языкам, то здесь в первую очередь следует стремиться к доступности и понятности изложения. Когда книга написана, она требует редакторской правки и исправления ошибок. Этим тоже занимаются студенты, такая работа оплачивается отдельно.
Лев Лапо, студент IV курса мехмата МГУ, пришел в издательство по объявлению. Начинал, как и все, с написания решебников. Теперь Лев - научный редактор: он не только пишет книги, но и редактирует коллег. Тиражи его собственных трудов порой достигают 50 тыс. экземпляров. Спрашиваю Льва, что он чувствует, когда видит в магазине свою книгу. "Конечно же, приятно. Горжусь тем, что делаю. Ведь не каждому в 20 лет выдается шанс написать собственную книгу. Если захожу в магазин с кем-то из друзей, есть возможность похвастаться".
Правда, школьные преподаватели негативно относятся к использованию решебников в качестве учебных пособий. Ведь многие ученики, не желая самостоятельно думать, просто-напросто списывают, даже не удосуживаясь вникнуть в суть задания. "Моя бывшая классная руководительница крайне отрицательно относится к решебникам и к моей работе, - говорит Лев. - И не разрешает своим ученикам пользоваться решебниками в качестве пособий, хотя большинство ее учеников пользуется моими книгами".
Но в идее решебника нет ничего плохого. Ведь существуют учебники с ключами и ответами. Почему бы тогда не иметь такого рода подсказки ко всем учебникам? Конечно же, кто-то списывает все подчистую, но, с другой стороны, эти же ученики с таким же успехом могли бы списывать и у своих одноклассников. Решебник же в первую очередь призван помогать ученикам в том случае, когда они по каким-то причинам не смогли усвоить пройденный материал. К тому же к помощи решебника нередко прибегают родители, когда требуется их участие при выполнении домашнего задания.