ЧУДЕСНУЮ сценку наблюдал я в одном из магазинов Зеленограда. Целый ряд старушек выстроился около... компьютерных терминалов, установленных в торговом зале. Старушки щурились на экраны, касались их пальцами и, шевеля губами, внимательно читали, что там написано. "Возьмите лучше "чайной", а то "докторская" бывает не очень", - советовала одна старушка другой.
ДЛЯ ЗЕЛЕНОГРАДА такая картина стала привычной. Теперь заказ на многие товары любой житель может оформить через компьютерную сеть или по телефону. Вот уже несколько месяцев в округе действует торговая система "Утконос", АНАЛОГОВ КОТОРОЙ НЕТ В МИРЕ! "Утконос" запатентован в России и за рубежом.
Электронщики подались в торговлю
ИДЕЯ создания принципиально новой торговой сети принадлежит двоим жителям Зеленограда, в прошлом - инженерам-электронщикам. Сергей Разумов разработал теоретическую часть и программное обеспечение; Алексей Грицай довел идею "до прилавка". "Уникальность системы в том, что мы впервые объединили и автоматизировали складской учет и магазинную продажу, - поясняет Грицай. - Получилась обыкновенная розничная торговля, но с другой организацией производства. Поэтому наши совокупные издержки - на транспорт, на обработку товара на складе, на зарплаты сотрудников - в два раза ниже, чем в других торговых системах".
В магазинах нет гигантских складов, хотя ассортимент достигает 3,5 тыс. наименований товаров. Для торговой точки требуется совсем небольшая площадь. Цены здесь написаны в две строки. Верхняя - для тех, кто хочет купить товар прямо сейчас; нижняя - для тех, кто готов сделать заказ на завтрашний день. Скажем, пакет молока будет стоить 18 или 16 руб. соответственно. Шампунь - 52 или 46 руб.
"Каждый покупатель получает бесплатную магнитную карточку и каталог, - рассказывает руководитель отдела развития Кирилл Лонь. - На карточке указан персональный номер. Можно делать заказ по телефону, можно - по Интернету, а можно - прямо в магазине". Подходим к ряду дисплеев. Кирилл проводит карточкой по считывающему устройству. Компьютер предлагает выбрать нужные товары - из кондитерских, колбасных, алкогольных и т. д. Касаетесь пальцем нужной картинки, и покупка - в "корзине". В отдельном разделе собраны "любимые продукты" - те, которые приходится покупать чаще других, практически ежедневно. Вы вводите информацию, в какое время и в каком именно магазине (в Зеленограде уже пять "Утконосов") желаете получить свой заказ. Остается только вовремя за ним прийти. Оплата - при получении товара.
"Шаговая" доступность
"НА ЦЕНТРАЛЬНОМ распределительном складе заказ (перечень нужных товаров) будет "привязан" к конкретной корзине с радиометкой, - продолжает Лонь. - Система рассчитывает, сколько корзин будет крепиться к контейнеру, который в определенный час загрузят в "Бычок" и отвезут в определенную торговую точку. Когда вы войдете в магазин, заказ уже будет ждать вас в подсобке. Система укажет, к какому столику подойти, а комплектовщик вынесет покупки".
Если разобраться, комплектовщик и есть тот самый "утконос", который дал название сети магазинов. У рабочего на груди закреплен специальный прибор - универсальный терминал комплектовщика. Сокращенно - УТК. Следовательно, человек, который его носит, должен быть УТК-носом. С помощью этого нехитрого устройства (по сути - портативного калькулятора со сканером, читающим радиометки) осуществляется связь человека с системой и достигается вся автоматизация цепочки "склад - потребитель". Трудно поверить, но количество персонала в магазине не превышает 3-5 чел. за смену: один администратор (для решения спорных вопросов), пара кассиров и комплектовщиков.
По мнению Владимира Малышкова, возглавляющего Департамент потребительского рынка и услуг, проект "Утконос" имеет социальную адресность: "В Москве много крупных торговых сетей, но до супермаркетов надо еще дойти или доехать. А изобретение зеленоградцев - это магазины "шаговой" доступности. В столице порядка 2 млн. чел. живет за чертой бедности. Новая система торговли может оказать им значительную помощь".