Примерное время чтения: 4 минуты
134

Рублевское шоссе

АВТОМОБИЛЬНЫЕ пробки на дорогах Московского региона стали привычным явлением. Средняя скорость в часы пик на отдельных участках не превышает 4 км/ч. Специалисты предрекают, что при нынешнем росте интенсивности движения уже через каких-нибудь три года наступит полный паралич.

Меркантильные километры

ПРЕДВКУШАЯ последствия всеобщей автомобилизации, еще в 1998 г. федеральные власти Указом Президента РФ N 728 признали "целесообразным создание и развитие в Российской Федерации сети платных автомобильных дорог общего пользования". Прошлой весной власти Московской области решили поддержать почин в масштабах своего региона. Предполагается, что строить будут на средства инвестора, а эксплуатировать силами управляющей компании в лице того же инвестора и областного "Мосавтодора", представляющего интересы правительства МО. По закону готовая дорога остается госсобственностью, а управляющая компания получает ее в аренду до полной окупаемости, но не более чем на 49 лет. По истечении срока договора дорогу должны передать государству, а все тарифы аннулировать.

Как сообщили в ОАО "Мосавтодор и партнеры", на сегодняшний день проработаны 12 платных участков, которые могут оттянуть на себя часть потока с наиболее перегруженных трасс (см. схему). Четыре пилотных проекта уже имеются: Химки - Клин, МКАД - Ногинск, обход г. Одинцова и перемычка между Новорижским и Волоколамским шоссе в Красногорске. Наиболее подготовленным к осуществлению проектом считается участок Химки - Клин, который будет дублировать автомагистраль "Россия" к западу от Клина, Солнечногорска и Зеленограда. Сегодняшняя трасса на этом направлении проходит по крупным населенным пунктам и более 100 раз (!) пересекается в одном уровне с дорогами помельче. Как результат - резкое снижение скорости движения. По замыслу проектировщиков новый 4-6-полосный хайвей длиной 80 км заберет 60-75% транспорта со старой магистрали и станет частью международного транспортного коридора Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Липецк - Волгоград - Новороссийск - Астрахань. Строительство рассчитано на 5-7 лет, но начнется только после того, как найдут инвестора, готового предоставить 254 млн. долл.

Строительство 115 км дороги от МКАД до границы Можайского района со Смоленской областью (в обход Одинцова) обойдется еще дороже. Только на сооружение западного подъезда к столице потребуется 320 млн. долл. По Красногорскому проекту готова вся документация и есть распоряжение главы района о землеотводе. На двухкилометровое шоссе с мостом и двумя путепроводами "раскошелилась" отечественная компания. Видимо, проектная себестоимость строительства уже сейчас отличается от реальной, поэтому перешла в категорию коммерческой тайны и не разглашается.

В среднем же себестоимость 1 км платной дороги колеблется между 5 и 7 млн. долл. (Чем ближе к МКАД, тем дороже, потому что придется переносить все коммуникации.) В расчете на инвестиционную привлекательность ставку сделали на дороги I категории: не менее 4 полос, никаких пересечений в одном уровне и расчетная скорость передвижения 150 км/ч. Но, как признают сами разработчики, инвесторы в очередь не выстраиваются. Иностранцы предпочли бы сотрудничать по договорам о концессии на 99 лет. Затяжные переговоры идут с французскими компаниями "Кофирут" и VINCI, а также с итальянскими IMPREGILO и AUTOVIE VENETE.

Право выбора

В "МОСАВТОДОРЕ" меня уверяли, что платные дороги - великое благо. Оптимизм "мосавтодоровцев" понятен, они из тех, кто будет получать дивиденды наряду с инвестором. А что делать автовладельцу? За каждый км он будет выкладывать от $0,1 до $0,5 (в зависимости от веса своего "железного коня"). Да, мировая практика строительства хайвеев подтверждает: на платных участках автомобили движутся в среднем в 2 раза быстрее. Параллельно скоростной автомагистрали обязательно идет обычная - бесплатная. У нас свои нюансы. Так, по президентскому указу "проезд по автодороге может быть платным при наличии возможности бесплатного проезда в том же направлении по другим автодорогам". А областные власти добавляют: "...за исключением нового строительства". Это настораживает.

К тому же платить "подорожные" хотелось бы за качество дорог не ниже европейского. А если по условиям договоров строить выпадет нашим ребятам, то построят не "плохо" или "хорошо", а так, как умеют. Даже если очень постараются. Дороги, которые они строили раньше, нас сегодня и за бесплатно не удовлетворяют. Не по длине и ширине, а по качеству проектирования съездов, развязок и по соблюдению технологии при укладке дорожного полотна и основания. И если инвестор не наладит жесткий контроль, то после реализации новой программы мы рискуем получить то же разочарование, но оплаченное из собственного кармана.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно