КОГДА законченный в общих чертах Московский международный Дом музыки на Космодамианской набережной полировали перед приездом высоких гостей, Валерий Шанцев решил проверить акустику Большого симфонического зала. Романс в его исполнении, кажется, "Ми-ла-я, ты услы-шь меня" слышали в фойе. На открытии, которое состоялось в канун Нового года, все сошлись во мнении, что у красивого внутри и снаружи Дома музыки еще и потрясающая акустика. Приехавший на торжество Владимир Путин сказал, что с набережной стеклянный и потому прозрачный Дом похож на хрустальный кубок. К этому можно добавить лишь, что кубки обычно завоевывают, а москвичи получили к празднику.
КАК шутили приглашенные, на Дом пошел весь берег Ангары. Оказывается, для хорошего звука нужны не просто деревья одной породы, а еще и выдержанные при определенной влажности - 8%. Всю сознательную жизнь они должны расти вместе, на одном берегу. Лиственница с другого берега Ангары, более солнечного, не подошла для отделки Большого симфонического зала, одного из трех залов Дома музыки. За основу его цветовой гаммы принята гамма Большого зала Консерватории - золотисто-желтые тона в сочетании с белым. Но Дом музыки с консерваторскими залами уже несравним. А когда его откроют для всех, он их обязательно затмит. Хотя бы одним тем, что это будет единственный в России (да и в мире таких немного) музыкальный центр, в Большом зале которого с балконов можно видеть лицо дирижера.
Пока, несмотря на праздничный концерт, Дом еще нуждается в доработке. Кресла не привинчены к полу, на них нет номерков, у мраморных лестниц нет перил, а деревянная обшивка стен и пола не покрыта лаком. Поэтому на "открытии не для всех" было очень грустно смотреть, как гости своими модными, но мокрыми от снега сапогами и полусапожками топтали красивый пол зала.
Обещают, что к весне заработают все три зала Дома музыки: Большой симфонический на 1800 слушателей, камерный на 600 человек и многофункциональный для театральных и билетных постановок - на 550 мест. Через некоторое время в Большой зал привезут духовой орган, в камерном появится орган электронный. А вообще Дом - это десятиэтажное здание, с пандусами для инвалидов, подземной парковкой и кондиционерами в залах. Чтобы его построить, пришлось для начала возвести офисные здания вокруг. Но что не сделаешь для искусства?
К слову, в этом году построили не только Дом для классической музыки (уже после открытия на его куполе установили пятиметровый скрипичный ключ Зураба Церетели). Кроме этого, построили еще Оперный центр Галины Вишневской и филиал Большого театра. Продолжит ли этот список столичное правительство в этом году?