Примерное время чтения: 5 минут
230

Страсти по Большому

Новый сезон в жизни Большого театра начался не с переезда всей труппы в филиал и не с ремонта основного здания, как было запланировано ходом реставрации - реконструкции, длящейся последние 10 лет. Сезон начался с очередного скандала. В Большом театре сменили руководство и, перечеркнув все плановые реставрационные работы, нашли театру новых хозяев.

ПРИ ближайшем рассмотрении ситуация выглядит по-другому. Неутомимый и жесткий реформатор Михаил Швыдкой вернул Большой театр в лоно федерального Министерства культуры (недавно такая участь постигла Госкино, на очереди - музейное объединение "Московский Кремль"), заодно подписав у Владимира Путина указ о снятии руководства театра с должности (вспомним, что недавно был отстранен от руководства Госоркестром и дирижер Евгений Светланов).

Что сделала Москва

С ФОРМАЛЬНОЙ точки зрения, Большой театр всегда оставался объектом федеральным, имеющим в российском бюджете отдельную строку. Но в 1989 г. его "спустили" Москве. И городские власти стали искать деньги на реконструкцию. В 1993 г. к ним присоединилось ЮНЕСКО. Была даже проведена полномасштабная кампания, ради которой в Москву приезжал генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, и был создан комитет поддержки Большого театра, в который вошли Морис Бежар, Монтсеррат Кабалье, Питер Устинов и др. Одно время говорили, что знаменитости, входящие в комитет, как частные лица пожертвовали некие суммы, сколько точно - тайна реконструкции. Еще сколько-то принес призыв Владимира Васильева ко всем остальным театрам все сборы от спектаклей 28 марта 2000 г. перечислить на счет Большого. Но суммы в 350 млн. долл., необходимой для реконструкции, собрать не удалось.

Отсутствие денег (правильнее было бы сказать стабильного финансирования), безусловно, одна из причин, почему Большой театр не вошел в список показательных московских новоделов (таких, как Охотный ряд, храм Христа Спасителя, Гостиный двор), которые отличаются рекордными сроками строительства. Другая же в том, и это не секрет, что столичные власти нашли бы деньги, если бы владели театром полностью. А так они являлись подрядной организацией, нанятой российским правительством, и не более того.

Но обвинить их в затягивании строительства нельзя. В ожидании денег они провели тендер среди строительных организаций на реконструкцию основного здания. И его выиграла не подчиняющаяся властям мастерская "Моспроект-2" и не близкая к семье Бориса Ельцина фирма "Мабетекс", а малоизвестная фирма "Курортпроект", потому что представила наиболее дешевый из всех участников тендера проект реконструкции. (Теперь конкурс будет проводиться вновь?) Здание филиала тем не менее "москвичи" возвели. Но "Моспромстрой", достраивая его и отделывая, денег за работу так и не получил. Правительство России задолжало огромную сумму. И платить в обозримом будущем не собирается. Может быть, в этом одна из причин вывода театра из-под опеки Москвы?

Что осталось сделать

А, СОБСТВЕННО, что же конкретно изменилось в Большом? Был худрук-директор и исполнительный директор. Теперь править будут - генеральный административный директор и его заместитель, генеральный художественный директор. Кстати, Мариинка, куда более успешная, нежели Большой, никогда из-под эгиды Минкульта не выходила - и процветает. Правда, имея во главе одного человека, сочетающего дар художника и менеджера, - Валерия Гергиева. Талантливейший Васильев таким человеком не стал, быть может, изначально переоценив свои силы и утратив в итоге на своем посту ощущение реальности.

Две новые должности вместо аналогичных старых заняли: Анатолий Иксанов (администратор), Геннадий Рождественский (худрук). Рождественский - всемирно известное имя, талантливый человек, но... у него почтенный возраст и на три года вперед распланированные зарубежные гастроли. Иксанов, по отзывам, толковый менеджер, стажировался на Западе, был директором БДТ, имеет театральное образование и, главное, ни в каких связях ни с какими прежними руководителями Большого не состоял. Человек со стороны. Еще его называют "человек Швыдкого", несильно улучшивший финансовые дела на телеканале "Культура", где до этого был финдиректором.

Судя по всему, в благих намерениях и наполеоновских планах недостатка снова не будет. Но в наследство новые начальники получают прежнюю проблему - отсутствие ДЕНЕГ. А ситуация сложнейшая: в Большом незамедлительно нужно начинать работы, чтобы открыть филиал к 2002 г. и закрыть тогда же основную сцену для пресловутой, но культурно-исторической реставрации. У театра также будут новые устав и творческие планы, которые многим не внушают оптимизма. Но ни "Кармен" в постановке В. Васильева, с дирижером К. Кляйберном, ни "Набукко" нам скорее всего не видать. Спонсоры в театр не рвутся. Москва, естественно, больше вкладываться не будет. В наличии пока 350 млн., но рублей, а это капля в море. Ежегодно пожарная комиссия угрожает закрыть Большой. Здание в крайне запущенном состоянии. Премьер пока не предвидится.

На самом деле решение всех проблем в одном - театру очень нужны богатые и заинтересованные инвесторы, как это практикуют все ведущие театры мира от "Метрополитен-Опера" (Нью-Йорк) до "Гранд-Опера" (Париж). Министерство культуры - могучее, судя по жесткости принятых решений, но его увы, вряд ли назовешь богатым. Вопросы, кто возьмется за этот долгострой и где на него найти деньги, пока без ответа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно