81

Реклама залепила улицы

ИНТЕРЕСНО, когда отцы города едут на машинах с сопровождением, они смотрят в окно? Обращают ли внимание на то, что количество рекламных щитов вдоль магистралей явно превысило не только эстетические нормы, но и фактические возможности самой столицы. За внешний облик отвечает Моcкомархитектура. Кстати, еще в начале этого года именно она предписала демонтировать треть щитов в исторической части города. Но, судя по уличной пестроте, никого это грозное предписание не испугало...

Про историю

НАРУЖНАЯ реклама считается самым навязчивым видом рекламы. Потому что ее нельзя не заметить, особенно если на огромном щите (самый ходовой размер 3i6 м) некая красотка, приподнимая кофточку, демонстрирует телефончик: "Смотри, какой мобильный". Но рекламная мысль бурлит и кипит: город стали пополнять щиты, не связанные напрямую с куплей-продажей. Появились удивляющие прохожих и проезжих и ничего для них не говорящие надписи типа: "Привет, Марьяна", "Просто так", "С днем рождения, дорогая!", "Юрок, позвони Дэзи". (Клиенты платят, и фирмам уже не до горожан, которым эта "музыка" не нужна.) Еще одно направление - социальная реклама. Но и она имеет чисто московский "привкус". Близкие к московскому правительству фирмы через социальные программы "Чистый город", "АнтиСПИД" и др. получили налоговые льготы и скидки.

Городские власти тоже внакладе не остаются. Все конторы, имеющие щиты, обязаны отдавать их безвозмездно в пользование городу по первому требованию. Самое часто повторяющееся требование - развесить картинки к Дню города, к Новому году, Дню Победы и т. д. Юношеские игры-98 и мэрские выборы-99 побили в этом смысле все рекорды. (А на ближайшем Западе, между прочим, такие игры с бизнесом не проходят. Например, в Праге однажды министерство финансов вознамерилось прорекламировать безвозмездно на понравившихся щитах собрание Международного валютного фонда. Дело не дошло даже до суда, потому как хватило объяснений, что так нельзя. И, что особенно интересно, фирма, отказавшаяся подчиниться, не задушена проверками, а чудно работает и по сей день.)

Про внешний вид

ТАК и не создана организация, контролирующая надписи на щитах. Помните моду на голые попы ("На-На" со спущенными штанами, рекламирующая духи) и на жаргонную лексику ("Мебель в натуре и на заказ" или рекламу велосипедов "Ты не догоняешь?..")? Сейчас в моде эротика и экстремальная социалка, непонятно на кого рассчитанная (например, "Здесь есть все" с картинкой огромной мусорной свалки или "Самый безопасный отдых, самое приятное общество" с картинкой городского кладбища), и по-прежнему НИКАКОЙ ЦЕНЗУРЫ ТЕКСТОВ. К этому добавилось несоответствие щитов законам аэродинамики: они могут в буквальном смысле слова упасть на наши головы, примеры известны. Ливень и сопутствующие порывы ветра этого года, не говоря про знаменитый ураган, завалили с десяток конструкций. Я уже не говорю про то, что многие щиты, понатыканные в гигантском количестве накануне выборов в новых местах, стали загораживать окна домов и памятники архитектуры. После выборов прошло больше полугода, а щиты как стояли, так и стоят.

Про деньги

ПО ДАННЫМ управления наружной рекламы, в Москве зарегистрировано порядка 10 тыс. щитов. Самый крупный их обладатель - компания "Атор". Она имеет 1/5 часть от общего числа. Я уже упоминала про компании, близкие к московскому правительству, так вот эта самая близкая, к тому же входит в группу "Плаза", совладельцем которой является небезызвестный Умар Джабраилов. На втором месте "APR city", имеющая больше тысячи металлических конструкций, а на третьем - "Big Board", единственная иностранная компания на рынке наружной рекламы с главным офисом в Праге - у нее 900 конструкций. (Говорят, что просьбы развешивать картинки на тему Дня города предлагается фирмам, занимающим места по количеству щитов начиная с третьего.)

Каждый щит приносит в столичный бюджет больше 3,5 тыс. долл. в год. Эта цифра получается из аренды городской земли под щитом, из ежемесячной абонентской платы за саму конструкцию, которая на юридическом языке называется правом аренды, и из налога за право оказывать данную услугу. Все это вместе составляет половину от доходов самой фирмы - владельца щита. Плюс, как рассказывают сотрудники компаний с просьбой не ссылаться на них, невнесенная часть платежей за те щиты, которые нигде не зарегистрированы. На таком своеобразном черном рынке рекламных щитов гуляет порядка сотни неучтенных щитов. Эти конструкции, как и те, что загораживают окна домов и памятники культуры, вряд ли кто-то посмеет убрать. У нас тут не Прага, да и Гайд-парк не функционирует пока в Гостином Дворе, чтобы те, кому это мешает, могли громко высказываться.

Теперь становится понятно, что невыгодно властям выполнять предписания Москомархитектуры о демонтаже части щитов. Кто же режет курицу, несущую золотые яйца? Из этого следует только то, что, даже если вам не нравится щит, загораживающий пол-окна, городские власти не помогут вам от него избавиться.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно