Примерное время чтения: 3 минуты
90

Авангард эпохи Интернета

ПРОЕКТ "Сериалы" в Большом Манеже - без преувеличения, веха в истории искусств. "Сериалы" безжалостно констатируют изменение реальности, в которой больше нет места такому понятию, как единичность и уникальность, поскольку сегодня нет более ничего, что нельзя было бы размножить, отксерить или отсканировать.

КАЖДАЯ работа проекта - иллюстрация этой идеи. Одной художнице друг подарил павлиньи перья. Стояли они, стояли, а потом она взяла стальные перья и начала на многих листах изображать варианты взаимоотношений одних перьев с другими. Мол, бои за жизнь. Многосерийные... Другой художник фотографирует кусок кожаного дивана в метро. И то, что случайно попадает на этом куске в поле зрения. Так - много раз. Пробуя определить, насколько широко поле зрения...

Сериальность, по мнению авторов, демонстрирует, какого рода искусство востребовано людьми эпохи глобальной сети Интернет - эпохи, уничтожающей ценность героя вне толпы. Привлечь внимание зрителя к какому-либо единичному предмету очень трудно. Отсюда - тяга к множественности, при которой закатываются в пленку старые конверты с адресами давно ушедших людей. Рассмотрение огромного полиэтиленового полотна с конвертами внутри потребует времени - так просто зритель мимо не пройдет. Можно остановить его, если акварелью в совершенно академической манере нарисовать десять тысяч женских ушей. Причем не каких-то абстрактных ушных камер, а животрепещущих мочек реально существующих женщин. Чем больше повторений - тем лучше. Может, услышат.

Известный петербуржский авангардист Тимур Новиков, отсканировав фотографии гипсовых статуй пионеров - с горном, с барабаном, отдающих салют, - помещает их в виньеточные рамки с рюшками... Владислав Монро делает фотоисторию любви со смыслом "третья лишняя" в совершеннейшей эстетике открыточного китча. Григорий Острецов играет с эстетикой "Окон РОСТА": его крикливые плакаты на тему делового партнерства венчают иронические надписи: "Здравствуй, друг - пожатье рук./Засланный кем-то нам в конкуренты./ Напились - подрались. /Один страдает - другой отдыхает./ Герои встречаются - герои прощаются"...

Нечего смеяться: сегодняшний художник не может не думать о дышащей в спину конкуренции. С массмедиа, например. Ему смешно даже мечтать о попытке воздействия на публику "единым словом", в которое поэт Гейне мечтал влить сразу свою грусть и печаль. Художник, желающий быть услышанным, сегодня вынужден заявлять о себе не столько идеей, сколько количеством ее повторений. Вот пафос проекта.

Мораль же весьма поучительна. Если здравомыслящим меценатам при дворе Людовика ХIV еще имело смысл вкладывать деньги в отдельно взятого выдающегося художника - с расчетом на то, что он когда-то напишет шедевр (в единственном экземпляре), то сегодня вкладывать деньги нужно сразу в процесс. В том числе - и в процесс сотворения искусства. Все равно в нем всегда сотворяется что-то настоящее. Как инсталляция "Тема Лолиты с вариациями" скандального художника Олега Кулика. Похожие на аквариумы стеклянные стенды подсвечивают редкостно интересную фотокомпозицию. Олег Кулик ловит в воде золотую рыбку - девочку. Девочка оказывается у него то внутри, то уплывает мимо. Соединиться с ней он никак не может. Других рыбок - вопреки понятию сериальности - в аквариуме нет. И герой тонет...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно