Примерное время чтения: 4 минуты
156

Попал в программу - ушел от налогов

СТОЛИЧНЫЕ власти "наплодили" 95 городских целевых программ. Как признают отцы города, все программы между собой не согласованы и многие к тому же не выполняются. Причем за невыполнение никто ответственности не несет. Просто до итогов дело иногда не доходит. Потому что в городских целевых программах, как и в Олимпиаде, главное - участие, а не окончательный результат. Допустим, появилась хорошая идея - посадить в каждом округе по дереву. Если идею обозвали "программой" и присвоили статус "городской целевой", на тех, кто ее реализует, обрушится льготный налоговый дождь. Организации-исполнители могут рассчитывать на бюджетный и налоговый кредиты, на льготы по арендной плате за землю и использование недвижимости, а также на предоставление льгот по налогам, подлежащим уплате в городскую казну. Город готов пожертвовать, например, своей долей налога на прибыль.

Обычно с той части прибыли, которую предприятие спрятать не в состоянии, оно платит налог. Налоговая инспекция передает деньги частично в федеральный, частично - в городской бюджеты. Оттуда в свою очередь финансируются социальная сфера, культура, образование и здравоохранение. Но для Москвы это было бы слишком просто. У нас реализаторы программ - обладатели льготы - оставляют городскую долю налога себе. Затем направляют средства на решение тех же проблем, но с пометкой: "целевые программы". Деньги по сути бюджетные, а по форме уже нет. В каких пропорциях и куда пойдут - это зависит от договоренности на местах. Средства выведены из бюджета, а значит, и из поля зрения контрольно-счетной палаты. По самым оптимистичным подсчетам, в прошлом году из 22,5 млрд. руб., заложенных в бюджет по налогу на прибыль, 30% пронесли мимо бюджета. В этом году планируют получить еще меньше (около 19 млрд. руб.), часть из которых опять же отнимут льготники. Бюджет-2001, еще не родившись, признан критическим. При этом власти готовы поднять ставку налога на прибыль до 5%, но сомневаются в целесообразности отмены льгот.

Впечатляет и качество самих программ. Три из них, например, одним махом были одобрены в МГД перед летними каникулами. Три часа обсуждения хватило на развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения москвичей. На развитие образования выделяют 745 млн. руб., на здравоохранение - 1 млрд. 13 млн. руб. Иногда объекты финансирования должны попадать прямой строкой в бюджет, но уводятся в целевые программы. Так по программе соцобеспечения стоимостью 51 млн. руб. предполагается отремонтировать 12 центров соцзащиты. Не важно, что в итоге будет построено. Главное - есть исполнители и получатели средств.

На подходе еще одна целевая - по развитию физкультуры и спорта. Трасса для "Формулы 1" в д. Новоподрезково - коммерческий проект. Строительство обойдется в 15 млрд. руб. А как следует из программы, город получит лишь "автодром с инфраструктурой и комплекс гольф-полей". И НИ КОПЕЙКИ ПРИБЫЛИ ОТ ЭКСПЛУАТАЦИИ. Плюс недовложения в бюджет.

Юрий ЗАГРЕБНОЙ, депутат МГД:

"От льгот и от того, что вокруг них выстроилось, вред громадный. В Москве идет торговля льготами. Большинство предприятий деньги под программы предоставляют, только исходя из того, что часть средств потом "налом" или какими-то другими услугами вернется. То есть практически они их воруют из бюджета. Везде существуют чуть ли не утвержденные нормы, сколько нужно вернуть. Сторонники льгот апеллируют к тезису: если мы сейчас предприятиям эту льготу не дадим и не дадим им немножко поворовать, то они эти деньги "спрячут", но в бюджет не отдадут. Хороша логика!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно