Примерное время чтения: 3 минуты
125

Ненужные люди

ЛАУРЕАТОМ недавнего кинофестиваля в Анапе стал фильм Эльдара Рязанова "Тихие омуты".

АЛЕКСАНДР Абдулов когда-то явился на экран прекрасным и тоскующим принцем, которого волшебник превратил в медведя, отняв у него, быть может, самое высокое для человека счастье: любить и быть любимым. Печальные глаза Абдулова, играющего принца-медведя в "Обыкновенном чуде", напоминали, какими мы были на заре нашего сознания, в детстве, когда жили непременными ожиданиями сказочного, прекрасного счастья. Потом герои Абдулова ступили на горькую и нередко низкую дорогу жизни. Они бывали гениями, аферистами, искателями опасных приключений, почти всегда оскорбленными и утомленными жизнью и оттого мстящими ей.

Снимая Абдулова в новом фильме "Тихие омуты", Эльдар Рязанов, думается, немало рисковал. Шлейф старых ролей актера мог серьезно помешать работе. Но режиссер и актер с безжалостной настойчивостью не просто отмели этот шлейф. Чуть ли не с кожей они сдирают все, прежде наработанное Абдуловым, чтобы открыть человека беззащитного, одинокого, слабого, ощущающего себя безнадежно ненужным и в толпе, и в стенах собственного дома.

Наверное, самое печальное в жизни человека, особенно во второй ее половине, - нравственное опустошение, которое рождает в нас сама жизнь, обманывая надежды, заставляя забыть о благородных, жертвенных замыслах. Вроде бы во всем этом трудно обвинить героя "Тихих омутов", знаменитого, с мировым именем хирурга-кардиолога Каштанова. Но в глубине души Каштанов осознает слом, который мучает его, заставляя все больше сдаваться обстоятельствам, мириться с обыденностью, автоматическим существованием. Абдулов с редкостной чуткостью и тактом открывает эту потаенную муку, слабость якобы сильного человека. По сути он уже не живет, а тащит свою жизнь. Оттого и задумывает побег, надеясь взорвать тоску установившегося способа бытия. Он встречает наглую, бесцеремонную тележурналистку Евгению, именующую себя на западный манер Джекки (Оксана Коростышевская).

"Тихие омуты" - в общем знакомая сказка по Эльдару Рязанову и Эмилю Брагинскому. Однако герой Абдулова выпадает из этой сказки, приближаясь к героям русской классики. Выяснилось, что и в начале нового столетия нашлось место "русскому человеку на rendez-vous", испугавшемуся и трепещущему перед вторжением в его судьбу живой жизни. Встреча с Джекки для Каштанова - не просто возможность романа с молодой, яркой женщиной. Здесь нечто большее: возможность реанимировать себя, встрепенуться, взлететь. Он действительно летает с Джекки на дельтаплане, переживая восторг и страх перед высотой. Но это лишь мгновения. Наш академик не в состоянии пересилить застывшее, во многом удобное равнодушие. Жить в небе страшно, трудно. Удобнее вернуться в прошлое, где не требуется настоящих усилий жить и страдать.

Зрители, жаждущие хеппи-энда, не хотят мириться с разрывом Каштанова и Джекки. Предлагают Рязанову продолжить фильм, соединив героев. Если бы абдуловский Каштанов был все тем же печальным медведем из сказки о чуде, пожалуй, продолжение было бы возможно. Но, разменяв пятый десяток, живущий в изменчивом безвременье, Александр Абдулов верит только в трагическую реальность и в апатии опускает руки. Вот что постиг Александр Абдулов. И помог постичь нам.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно