Примерное время чтения: 5 минут
195

Второе пришествие дирижабля

ВЕСЬ ХХ век мы безумно торопились. Нам позарез нужны были сверхскоростные автомобили, поезда, самолеты, компьютеры. Но быстрее не значит качественнее. Кроме того, есть предел восприятия скорости. И управлять такими машинами все сложнее и сложнее. Век ХХI, скорее всего, вернет нам старое восприятие пространства: когда медленно, но верно. И вот тут-то пригодится идея, правда, немного подзабытая: ДИРИЖАБЛЬ.

ЧЕЛОВЕК пережил два периода любви к этому летательному аппарату. Начало романа было бурным: Советский Союз, отличавшийся "громадьем планов", собирался построить воздушную флотилию из полусотни дирижаблей. Под Москвой вырос поселок дирижаблестроителей. Из его ангаров вышло с десяток пузатых "птичек". Немцы, вдохновленные работами графа Цеппелина, лепили свои летающие "сигары", вершиной которых стал воздушный "Титаник" - дирижабль "Гинденбург". Но несколько громких трагедий - как в нашей стране, так и за рубежом - задвинули эту идею на задворки технического прогресса. Скорее всего (так иногда бывает в науке), дирижабль появился слишком рано. Сегодня - самое время.

Время, назад!

ВО-ПЕРВЫХ, есть потребность в такого рода технике (причем эта ниша до сих пор не заполнена), особенно в нашей стране, где огромные территории остаются неосвоенными, потому что туда невозможно добраться. А во-вторых, появились новые технологии. Так, вместо взрывоопасного водорода в качестве наполнителя оболочки теперь мы можем использовать негорючий гелий. Для самой оболочки, которую сто лет назад делали из гофрированного железа (в калужском Доме-музее Циолковского хранится станок для гофрировки модных кружевных воротничков, который гениальный изобретатель приспособил для изготовления ребристых железяк), подойдут современные легкие сплавы или особо прочные ткани. И вот уже появились первые "ласточки". Сначала - робкие тепловые и радиоуправляемые. Потом такие же, но пилотируемые, и, наконец, газовые. Полгода назад немцы представили туристический дирижабль "Цеппелин" на 12 пассажиров. В Нью-Йорке собираются открывать дирижабельный порт. К сожалению, шпиль туристической достопримечательности - здание Эмпайр-Стейт-Билдинг не будет выполнять роль причальной мачты, как это было в тридцатые годы. Немцы, американцы, англичане втягиваются в соревнование нового века: где же будет построен первый настоящий дирижабль-тяжеловес (для хозяйственных целей)?

Гонка

МОЖЕТЕ не сомневаться, у нашей страны есть все шансы занять в этой гонке место лидера. Под эгидой Русского воздухоплавательного общества (РВО) работают несколько научно-производственных фирм. Они, как сами скромно признаются, прошли "нулевой" этап. Здесь производят радиоуправляемые дирижабли для проведения видео- и киносъемки. Одна из таких летающих машин помогала отслеживать пути миграции оленей в Якутии. Последний заказ поступил от правительства Конго. Африканцы покупают у нас пятиместный пилотируемый дирижабль для опыления ядохимикатами зараженных малярией территорий. Кстати, для оболочки инженеры РВО используют ткань собственного изобретения. Жаль только, делать ее приходится в... США. Да, можно было бы запустить какой-нибудь и наш завод на Урале, но вложенные деньги не окупятся - требуемые объемы пока мизерные. Одновременно в РВО идет работа еще над одним газовым дирижаблем, который собираются представить на традиционном летнем авиашоу "МАКС-2001" в Жуковском.

Постепенно, шаг за шагом, мы приближаемся к главному - к воплощению в жизнь мечты Циолковского о большом дирижабле-грузовике. Мир в ожидании. В Германии фирма "Карголифтер" в погоне за этим чудом техники уже и специальный ангар построила. Немцы нацелились на грузоподъемность в 160 тонн. "У них есть деньги, идеи, но - нет дирижабля. Они его построят, может быть, но не очень быстро и очень дорого, - уверен президент Русского воздухоплавательного общества Станислав Федоров. - Наш проект - 200 тонн. Максимальная скорость - 170 км/ч. Дальность полета - примерно 15 тыс. км. И лет через 10 мы его вполне можем запустить, если проявит заинтересованность государство".

Иметь в своем арсенале дирижабли-тяжеловесы нашему государству очень даже выгодно. Только один пример. Конструкторы РВО предлагают проект воздушного танкера для перевозки гелия. Этот инертный газ получают, как правило, при добыче природного газа. Промышленные месторождения гелия находятся на территории России (в Оренбургской области и в Якутии), в Алжире и США. Пока этот газ используется мало, и ведущую роль на рынке играют американцы. Если наша страна захочет увеличить добычу, то с помощью дирижабля можно было бы наладить для переработки транспортировку газа в ту же Европу. Дирижабль-танкер заполняет оболочку гелием (воздушный объем нашего тяжеловеса - 400 тыс. м3), добирается из Сибири до Европы, стравливает газ и на остатках возвращается назад.

Можно остановиться и на менее грандиозных, хотя тоже очень полезных проектах. Возьмем затянувшуюся военную операцию в Чечне. Специалисты РВО предлагают использовать для разведывательных целей привязные аэростаты. Под брюхо этой "сигары" можно подвесить радиолокационную станцию. Поднятая на высоту 300 м, она способна обнаруживать движущиеся объекты в радиусе до 40 км.

Дирижабль возвращается. Давно пора!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно