Прошлой зимой на Тверской передо мной разбилась огромная сосулька. Просто чудо, что я не оказался на ее пути: более нелепой гибели не представляю. Неужели сегодня, в конце XX века, нельзя сделать так, чтобы городские крыши вообще не обледеневали?
Н. К о т о в
Сосульки, как известно, - продукты оттепели и плодятся не на всех крышах подряд, а преимущественно на устаревших, железных. А таких больше всего в историческом центре - около 2 800. По информации, полученной в гендирекции по обеспечению объектов городской инфраструктуры ЦАО, этой зимой в порядке эксперимента планируется установить на самых опасных кровлях систему, которая будет бороться со снегом и льдом при помощи "теплового удара". На 10 домах центра уже не первый сезон работает антиобледенительное устройство центра по импульсно-волновым технологиям "Импульс". Эта техническая новинка успешно устраняет замерзшие осадки радиосигналом. Но жильцы последних этажей жалуются, что не могут спать из-за громких звуков, им производимых. Обогревательные же системы бесшумны.
"Но небезопасны! - заявил специалист по "радиоудару" Игорь Левин. - Все наши обогревательные системы превращают снег не в пар, а в воду, которая стекает на тротуар и вновь замерзает. От сосулек они спасают, но риск переломов ног на земле увеличивают. В авиации этот эффект называют возникновением "барьерного льда", из-за которого самолеты терпят катастрофы. Он стал причиной гибели Артема Боровика при взлете на Як-40, не приспособленном для полетов в критических погодных условиях. Что касается нашего антиобледенительного устройства, оно действительно издает звук, но это всего щелчок в начале работы, не более громкий, чем легкий удар пальцем по столу".