ЭТУ маленькую змееферму я обнаружила на окраине Москвы. В одной из клеток живет семья гюрзы. Гюрзята родились и выросли здесь. В соседней клетке - иногородняя гюрза. Они разные - по длине и окраске. Владислав Старков (однофамилец главного редактора нашей газеты), познакомив их, создал новую семью. Гюрза-гибрид, по его словам, более адаптирована к местным условиям.
Владислав крюком извлекает из клетки кобру - коронный номер змееловов. Та, извиваясь кольцами вокруг крюка и зловеще шипя, должна привести визитера в ужас. Укус кобры в лицо никакими препаратами не снять. Это - верная смерть. Но известно, что кобра не ударит, не причинит вреда, пока не раздуты ее щеки. Эта змея страшна, но прямодушна и даже благородна: раздувая щеки, она словно бы предупреждает: "иду на вы!"
Самую большую "квартиру" занимает питон. Трехметровый красавец, приглашенный на прогулку, с ленивой грацией выползает, и хозяин, попав в объятия толстых серых с черным орнаментом колец, гладит змею, как кошку. Кожа у питона теплая, гладкая и нежная. Питон не ядовит, просто может больно укусить, если его разозлить, - у него очень острые зубы.
В одной из комнатушек раздался странный звук.
- Ну вот, опять чихает, - расстроился Владислав и, приоткрыв дверцу, указал на поникшую гадюку с распухшим носом. - Видите, это у нее насморк, простуда. Придется подлечить аспирином...
Жилища для своих питомцев Владислав мастерит сам. Каждое оборудовано кормушкой, лампой - змея любит свет и тепло. Здесь гадам вполне комфортно. Соблюдаются определенная влажность, температура, работает вентиляция. На обед им обычно подают мышей или птичек. Но вообще змеи как истинные аристократы - посмотрите на их движения, грацию, кожу! - предпочитают перепелов.
Владислав Старков уже много лет общается с рептилиями. Начинал в Туркмении, где изучал популяции змей. Прошел десятки горных троп с крюком и сачком за плечами. Змеи его кусали шесть раз, и до сих пор руки хранят зловещие черные отметины. Человеческий организм по-разному реагирует на змеиный яд. Один может защитить себя, другой - нет. Самый примитивный способ помощи - сразу отсечь ножом место укуса и отсосать яд. Для двоих друзей-коллег Влада укусы гюрзы оказались смертельными. Что же тогда говорить о местных жителях, для которых встреча со змеей - всегда опасная неожиданность?
Владислав - ученый-энтузиаст, который пытается возродить и наладить утраченное в нашей стране производство змеиного яда. Но не очень успешно - не хватает средств, сил.
Наша справка.
КОЛИЧЕСТВО змей в Подмосковье растет. Они любят высокий берег реки, где много ямок да пещерок. И вода заодно с пищей - лягушками, рядом. Немало змеиных "квартир" вдоль Пахры. Любят гадюки и опушки лесов, просеки, песчаные карьеры. Например, Дмитровский район - одно из самых "змеюшных" мест. Очень нравится им Домодедовский район. Только прошлым летом в токсикологическом отделении детской больницы им. Филатова лечились более ста детей, укушенных в Подмосковье так называемой гадюкой обыкновенной. В связи с потеплением климата змеи размножаются все активнее. Способствует этому и нарушение экологического равновесия. В лесах и на дачных участках стало модным жечь траву. В результате гибнет много ежей, питающихся змеями...