ПОТРЯСЕНИЯ городской власти продолжаются. Оставшемуся без мэрии Юрию Лужкову на днях Верховный суд объяснил, что ГЛАВЫ УПРАВ В СКОРОМ ВРЕМЕНИ БУДУТ ИЗБИРАТЬСЯ. Часть городской собственности и бюджетные деньги отойдут к управам, и они перестанут, наконец, быть тем самым административным ресурсом, послушностью которого городские власти до сих пор так гордились. Новый закон о советниках районных собраний, точнее, измененный Устав Москвы (в части управ), прекратит существование Юрия Лужкова в одном лице как главы местного самоуправления (москвичи его избирали мэром) и как главы столичного правительства (после избрания он назначал себя премьером).
Откуда ноги растут
В МОСКВЕ органов местного самоуправления еще не было. Правда, в начале 90-х гг. некоторые районы пробовали самоуправляться, для чего объявляли своей собственностью все, что находилось на их территории. Доходило до смешного: один район отвечал за уборку правой части дороги, другой - за уборку левой, середина же оставалась нечищенной. Но, став мэром, Лужков все эксперименты по этой части признал неудавшимися. С тех пор во всех созданных округах и новых муниципальных районах начальники назначались и снимались исключительно им. В 1997 г. появились советники районных управ - некие органы с представительскими функциями, без какой бы то ни было реальной возможности повлиять на ход событий в городе.
Если самоуправления так долго не было, почему про него вообще вспомнили?! Сменившаяся федеральная власть стала перераспределять полномочия на местах. Столицу это не могло не коснуться. И прокуратуру уполномочили "причесать" столичные законы. К моменту расформирования мэрии из 20 несоответствующих федеральному законодательству городских постановлений и распоряжений остались самые проблемные. Среди них невыборность вице-мэра, изменения в структуре правительства (см. "АиФ-Москва" N 14) и наделение управ реальной властью. К такому повороту событий отцы города явно готовы не были. Есть мнение, что они слишком доверились полпреду президента в Центральном федеральном округе Георгию Полтавченко, который, выступая в Мосгордуме, пообещал наиболее проработанные московские законы взять за основу для страны. И еще долго городские депутаты верили в то, что их законотворческие успехи оценены по заслугам и потому не московские законы будут приводить в соответствие с федеральными, а наоборот.
Что же касается управ, городская судебная власть, традиционно не придавая значения искам от частных лиц, "прозевала" судьбоносный - о несоответствии московского закона "О районной управе" федеральному законодательству. Он был инициирован обычными москвичами, "по совместительству" оказавшимися... лидерами общественного движения "Первое свободное поколение". Это "поколение" было создано в 1999 г. при участии Сергея Кириенко и СПС. Вспоминая выборы мэра и активность кириенковцев в то время, хочется напомнить, что в декабре - выборы в Мосгордуму. И сильное радение за москвичей - не более чем способ отобрать голоса у депутатов будущего "списка Лужкова".
Какие изменения произойдут
ЧЕМ нам "угрожает" выборность глав управ? В Москве появится 128 маленьких лужковых. На этом количестве настаивают представители "поколения", считая управы по числу муниципальных районов. Вообще-то я понимаю, почему у Лужкова хотят отнять управы. Пресловутый административный ресурс не просто слова, особенно накануне смены депутатских кресел в Мосгордуме. После мэрских выборов я своими глазами видела отчеты чиновников: например, район "Молжаниновский" лидировал по уровню поддержки действующего мэра, а "Марьино" (75,5% голосов за Лужкова) занимал второе место. Но я также понимаю и то, что управлять городом очень трудно. И знаю много примеров тому, как в районах красят траву в зеленый цвет перед субботним объездом мэра, а в перерывах от одного объезда до другого особо не перерабатывают.
Сейчас столичные власти пытаются смягчить удар и разграничить полномочия между городом и управами, отдав им на откуп функции, не имеющие федерального значения. Скорее всего столичное правительство постарается найти возможность отложить исполнение решения Верховного суда до новых выборов в 2004 г. А к этому времени может быть удастся обратить внимание законотворцев на необходимость написания еще одного закона "О городах федерального значения", имеющих особый порядок местного самоуправления. Тем более что в Конституции Москва - именно "город федерального значения". Только вот никто не знает, что это значит.