НИ ДЛЯ КОГО не секрет, что на нашем радио резко сократился объем вещания классической музыки. Десять лет назад американец Тристан Дэл приобрел у Гостелерадиофонда пролонгированное эксклюзивное право на коммерческое использование всей богатейшей фонотеки с благородной, казалось бы, целью популяризации на Западе русской музыки. Но последствия этой сделки оказались не очень позитивными: за семью печатями оказались фонограммы Гостелерадиофонда - минута использования стоит бешеных денег. К тому же наши музыканты лишились возможности издавать свои записи из этого собрания на других фирмах. С этой несправедливостью вел борьбу знаменитый российский пианист Николай ПЕТРОВ. А что сейчас?
-МНЕ очень горько, что наше дорогое государство добровольно отказывается от миллионов долларов, которые никто не ворует, - просто еще никто не подставил шляпу под этот поток денег, которые могут поступить в страну в виде законного заработка и очень щедрых отчислений государству в виде налогов и прочих фискальных манипуляций.
Что же касается "дела Дэла", то некоторые лживые и очень нечистоплотные люди из числа бывших коллег больше всего на свете боялись того, чтобы Тристан Дэл и Николай Петров не сели рядом за один стол, в то время как с их подачи мы должны были общаться только по разные стороны барьера в суде. А выяснилось в результате, что мы с Дэлом добиваемся одного и того же. Мы сейчас помирились. У Дэла тоже ничего не сдвинулось за эти пять лет - ни одной записи из Гостелерадиофонда не получено, ни одной пластинки у нас не выпущено, а новый директор, господин Высторобец, считает себя единоличным хозяином российского музыкального наследия и ничего не делает для решения проблемы. В итоге воз и ныне там: записи умирают, старые пленки хранятся в архискверных условиях и осыпаются. Для того чтобы официально взять напрокат запись, требуют огромные деньги. С другой стороны, мировой рынок до краев наводнен пиратской продукцией на основе тех же самых записей из российского Гостелерадиофонда (ведь за 20 долл. вам вынесут под полой все что угодно; в былые годы мы сами этим пользовались).
Дэл выкупил права на некоторое количество часов музыки и частично выпустил эту коллекцию в США. Дело в том, что договор между Дэлом и Радиофондом был составлен очень хитро: на большой временной промежуток с автоматическим пролонгированием. Тут есть еще одна закавыка. В разгаре судебного процесса, когда в дело вмешался Антимонопольный комитет, на одном из слушаний адвокат Дэла спросил: о каком нарушении идет речь, если мы вывозим копии, а оригиналы остаются на своем месте. Но он лукавил, этот господин. Юридически он был прав, фактически же в России оставались оригиналы в виде осыпающихся пленок, а в Америку вывозились "вечные" дат-кассеты с реставрированным цифровым звуком. То есть значимость подлинника в данном случае сводится к нулю.
Вот и фирма "Мелодия" сегодня повторяет ту же ситуацию. Не поставив нас, российских музыкантов, в известность, "Мелодия" передала права на все наши коммерческие фондовые записи (то есть на те отмонтированные записи, которые выходили в СССР в виде виниловых пластинок) известной американской фирме BMG аж до 2014 г.! Те условия, которые они предлагают музыкантам, чьи записи собираются переиздавать, позорны. И когда теперь исполнители обращаются в "Мелодию" с просьбой предоставить записи для издания на других фирмах, они получают отказ. Потому что наши законы составлены так, чтобы их можно было трактовать и так и эдак. Естественно, что в такой ситуации будет расцветать пиратский рынок.
Пресловутая 26-я статья закона "Об авторском праве и смежных правах" так до сих пор и не работает. Причем время от времени проходят некие заседания, но ничего не сдвигается с мертвой точки. Дело в том, что тут отчасти тормозит наша ангажированная Дума. Каждый предприниматель, который ввозит в Россию любительскую аудио- и видеоаппаратуру и чистые кассеты, обязан при ввозе оплатить определенный процент в пользу обладателей авторских и смежных прав и владельцев аудиовизуальных материалов в качестве превентивной меры, учитывающей возможность незаконного копирования. Естественно, те люди, которые не хотят платить дополнительных налогов, встали стеной.
Мы добивались, чтобы созданному нами Российскому обществу по смежным правам были переданы все права по 26-й статье, но пять лет ушли коту под хвост. Потом этим занялся Минюст, сейчас его преемником хочет стать Роспатент. Недавно я присутствовал на их заседании, обсуждался устав этой новой организации - речь в основном шла о... порядке слов и местоположении запятых.
Какой прогноз? Не знаю. Все упирается в то, что мы до сих пор не подписали все те конвенции, которые давным-давно подписаны во всех цивилизованных странах, где работают законы. Наши законы не работают, они ведь делаются для чиновника, чтобы он мог заработать, не нарушая и не рискуя ничем. Наши законы - это сплошные исключения и "в отдельных случаях". Все делается для того, чтобы ваша судьба решалась так, как это делается с затравленными государством автовладельцами - на усмотрение инспектора ГИБДД. Богатые сохранят свое богатство, бедные останутся бедными, а платить налоги будут средние люди. Почему нельзя схватить Березовского за одно место? Да за ним, по-моему, один только "Запорожец" записан - наши богачи давно взяли за правило нигде не ставить своих подписей. В данной ситуации я надеюсь, вернее, еще надеюсь на нашего президента, который, пусть и не столь успешно, но пытается навести порядок.