Примерное время чтения: 4 минуты
42

Фестиваль закончен. Забудьте?

СКОЛЬКО ни ругают Московский международный кинофестиваль из года в год, а все-таки, как ни крути, это событие! Даже в последнюю жаркую декаду июня, когда неотгремевшая еще Всемирная театральная Олимпиада продолжала потчевать нас своими фирменными сценическими "блюдами" и шоу, публика носилась по полуночной, утомленной солнцем Москве от кино к кино.

XXIII Московский с бюджетом в 140 млн. руб. завершен. Наградили американцев (спецприз "Фанатику" Генри Бина - о юном антисемите-нацисте-еврее, да-да, такой вот нелогичный герой). Не обидели классиков - Этторе Сколу, чей фильм "Нечестное состязание" тоже на нацистскую тему: евреи в фашистской Италии. Старик Николсон, проигнорировавший Канн и посетивший старушку Москву, стал лауреатом новой фирменной награды ММКФ "Верю. Константин Станиславский". Актер, не стесняясь некоторого пафосного преувеличения, назвал ее "главной в жизни". Лучший актер - Владимир Машков ("Давай сделаем это по-быстрому") - патриотичный выбор для "наших" членов жюри и благодарственно-воспитанный для его "гостей".

Если "Серебряный Георгий" достался 70-летнему признанному мэтру Сколе, то "Золотой" - 46-летней иранке Ракшан Бани Этамад - ее картина "Под кожей города" остро социальная, с политическим и феминистским привкусом. Так что в целом наш фестиваль верен себе, не изменяя собственной, изначально вынужденной, а теперь уже как бы привычно-добровольной политизированности. Ну в какой стране мира, на каком таком фестивале принято президенту страны пожаловать в гости к президенту фестиваля, чайку попить на природе? Ну где еще партийный лидер явится поглазеть в ночной клуб на западную звезду, как Жириновский на Николсона?

Отечественного фильма в конкурсе не было. На фестивале наше кино гордо реяло в ретроспективе, подобно буревестнику, представленное "Матерью" 1955 г. (по роману того же "буревестника") и "Лениным в 1918 году". Вы удивитесь, но наши программы, и новые и старые, пользовались вниманием. Ведь на фестиваль приезжают со всего мира специалисты, продюсеры, интересующиеся именно нашим кино. Восторженная канадская журналистка Юлия, моя соседка по российским просмотрам, смотрела вообще исключительно наши фильмы всех времен, поскольку пишет именно о них, и радовалась как дитя, "отловив" с моей помощью режиссера Андрея Некрасова после его фильма "Любовь и другие кошмары" - ну-ка, кто знает его у нас сегодня?

На конкурсной программе, показавшей стабильный, крепкий уровень, непозорный, но и не лишенный шедевров, зал тоже ни разу не пустовал. На фирменную внеконкурсную программу "АиФ" - Другое кино" вообще было не попасть - на один из сеансов прорваться не удалось даже автору этих строк. Зато дремали на "рискованной" программе "Опасные связи", настолько эти самые связи на экране были скучны и антисексуальны. Традиционно хороши были "Восемь с половиной фильмов". Всего показано более 200 картин. Главная тема? Пожалуй, одиночество человека везде и всегда. Все лучшее куплено для России, около 20 картин, включая "Интим" (два "Золотых медведя"), "Вместе", "Давай сделаем это по-быстрому" Бодрова, каннскую лауреатку "Пианистку" с Изабель Юппер и пр.

Надо заметить, что фестиваль со временем явно "выправляется" по части присутствия и внимания западных звезд (Николсон, Боннер, фон Тротта, Янчо, Суинтон, Уилсон - разве их недостаточно в этот раз для представительности?). А вот со стороны звезд российских... Все меньше знакомых и любимых лиц видишь на фестивале. Кого-то вообще не пригласили. Кто-то предпочел не греться в лучах импортной славы. Зал на открытии и закрытии был далеко не полон. А Ирину Апексимову и Нонну Мордюкову с Ярмольником не пускали на VIP-банкеты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно