КОГДА жители дома N 17 по Шелепихинскому шоссе узнали, что по соседству развернется стройка, радости было немного. Но когда в их двор машины начали свозить землю из вырытого котлована, граждане возмутились и выскочили на улицу. И с ужасом увидели, что из немаленького холмика, который успели воздвигнуть быстрые строители, торчат... человеческие кости и черепа.
ПОКА жильцы не подпускали новые машины и дозванивались в управу, детишки успели растащить порядочное количество останков и насадить черепушки на столбики дворовых ограждений. Опасаясь грандиозного скандала, строители увезли землю, но, как вы понимаете, собрать все не потрудились. И теперь собачники шутят, что на прогулку с любимым Шариком палку брать не нужно - собака обязательно откопает чью-нибудь берцовую кость.
Конечно, такое вопиющее хамство случается редко, обычно обнаруженные останки строители вывозят потихоньку за пределы города. Но проблема остается: под нашими ногами прах предков. Регулярно в Москве оказываются разрытыми чьи-нибудь кости. Не по злому умыслу - а ОТ НЕЗНАНИЯ. Дело в том, что ни в Мосгорархиве, ни в каком другом городском учреждении нет сводной информации о захоронениях в столице. Исстари кладбища возникали возле каждой церкви. После указа Петра Великого у московских церквей хоронили только знатных горожан, всех остальных погребали за чертой города, "за Садовой". В первой половине ХХ века дружное разорение церквей и кладбищ привело к тому, что теперь никто не может поручиться, не стоит ли его дом на каком-нибудь массовом захоронении. Показательна история Покровского монастыря - в 30-е гг. его изуродовали до неузнаваемости, территорию погоста приспособили под футбольное поле и только в конце века утоптанное юными спортсменами кладбище вернули монастырю. Теперь там стоит один символический крестик - вот и все, что осталось от захоронений.
До сих пор Институт культурологии занимает часть помещений церкви на Берсеневской набережной. Сотрудники рассказывают, что вывороченные надгробия и сваленные в кучу кресты только поначалу вызывали страх, сейчас к этому все привыкли. Столичные строители, которым по работе приходится разрывать котлованы, на кости обращают мало внимания. Ни о каком перезахоронении речь не идет, этот вопрос не волнует никого, даже патриархию. Санэпиднадзор также не видит в раскапывании могил никакой опасности для окружающих. Как нам сказали в пресс-центре, чума была давно, все остальные болезни москвичам не страшны. Хорошо, может быть, никакой опасности потревоженные захоронения и не представляют, но остается этическая сторона вопроса.
Наверное, каждый человек надеется, что потомки с почтением отнесутся к его могиле, но жизнь показывает, что лучше быть скептиком и заранее оставить распоряжение о кремации.