Примерное время чтения: 4 минуты
204

Монстры наступают

МЫ РАДЫ, что призыв редакции собирать коллекцию архитектурных идиотизмов вызвал интерес. Читатели не только звонят и рассказывают об увиденном, но и с чувством пишут. Так, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор искусствоведения, архитектор РФ В. Л. Хайт определил названный нами дом на Новослободской "Десять негритят" (см. N 33) как "одно из наиболее ярких и оригинальных строящихся в Москве офисных зданий. Запроектированное выдающимся мастером отечественного зодчества, академиком Абдулой Рамазановичем Ахмедовым, здание не только органично вписывается в застройку Новослободской улицы, оно как бы обогащает неизменно многообразный, пестрый (вспомним хотя бы впечатления пушкинской Татьяны Лариной от первого приезда в Москву), складывавшийся на протяжении столетий облик великого города". Президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов академик архитектуры В. В. Попов тоже высказался красноречиво: "Меня поразило название рубрики. За несколькими строками незамысловатого текста встал в полный рост его величество ХАМ! В заметке некий аноним, увертливо укрывшись за местоимением "мы", уничижительно отзывался о еще не вполне законченной, но уже достаточно известной работе одного из крупнейших современных отечественных зодчих - академика А. Ахмедова".

НО ГОРАЗДО интереснее не эмоции и дифирамбы, а анализ тенденций архитектурной моды сегодня.

Главному редактору еженедельника "Аргументы и факты" Старкову В. А.

МНЕ как коренному москвичу и архитектору, за 20 лет построившему и отреставрировавшему десятки зданий в центре Москвы, близка и понятна тревога Вашего популярного и уважаемого издания по поводу архитектурных монстров, появляющихся в столице. Отсутствие внятной градостроительной политики в последние десять лет привело к тому, что исторический центр Москвы превратился и продолжает превращаться в архитектурную "помойку": любой заказчик-инвестор старается получить максимальную выгоду с каждого квадратного метра территории, а автор-архитектор пытается достичь наибольшего удовлетворения своих личных творческих амбиций. Неудивительно, что забываются такие понятия, как историческая градостроительная среда, архитектурный ансамбль, уважение к памятникам истории и культуры. Результатом всего этого стало появление в некоторых районах центра чужеродных по стилю и по формам, дисгармоничных зданий.

Характерным примером такой злокачественной архитектуры, на мой взгляд, является офисное здание "Автобанка" на пересечении ул. Новослободской и Лесной (архитектор А. Р. Ахмедов). "Автобанк" применил популярный сегодня метод возведения зданий, основной принцип которого - снос целого района исторической застройки и только после этого собственно строительство. Результатом в данном случае стал дом агрессивно-эклектичной архитектуры на груде подпорок, напоминающих трубы теплотрассы. Эти трубы-колонны выполнены из черного гранита, а окрашенные в белый цвет светильники на них - из металла. Соотношение двух различных материалов не пошло на пользу зданию: белые детали выглядят плоскостной картонной декорацией, и говорить о каком-либо стиле просто бессмысленно.

Пополнить вашу коллекцию идиотизмов хочу классикой хамского отношения к градостроительной среде и древнейшему району в центре Москвы. Я говорю о жилом доме по ул. Остоженка, 23 (архитектор М. М. Посохин). Эта громада элитного жилья нависла над женским монастырем XIV века и представляет собой вольную фантазию на тему русской классической усадьбы, только высотой в 10 этажей.

Уничтожение веками формировавшейся градостроительной среды нашего древнего города стало тенденцией. Поэтому необходимо остановиться на явлении, характерном для нашего профессионального сообщества, - идеологическом обосновании коммерческого заказа и юридическом сопровождении желаний заинтересованных лиц в сносе или трансформации памятников истории и культуры. Профессиональные принципы продаются за деньги или академические звания. Процесс поставлен на поток: при государственной инспекции по охране памятников Москвы созданы частные фирмы (фамилии и адреса этих фирм известны в профессиональных кругах), основной сферой деятельности которых является помощь коммерсантам, желающим построить в центре Москвы такое, что по всем законам строить нельзя, но очень хочется. В качестве примера можно назвать новое здание английского посольства. Придуманное английским архитектором в традициях колониальной архитектуры, оно, на мой взгляд, должно было быть построено в какой-нибудь банановой республике.

Общим теоретическим обоснованием политики сноса и трансформации исторической застройки заведует, как и положено, директор Института теории архитектуры и градостроительства В. Л. Хайт. Так вот этот профессионал прославился тем, что на заседании Градостроительного совета Москвы, обосновывая снос половины здания Большого театра России с портиком известного русского зодчего О. Бове, заявил буквально следующее: "Если современная сценическая функция не вписывается в памятник, то на кой черт нам нужен этот памятник".

Алексей ДЕНИСОВ, архитектор, руководитель архитектурно-проектной мастерской N 12 ГУП Министерства культуры РФ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно