ЧИНОВНИКИ - тоже люди. В том смысле, что ничто человеческое им не чуждо. Но именно это мы и хотим проверить, прогулявшись с ними по магазинам, рынкам, поликлиникам и другим общедоступным местам. Ведь что скрывать, сомнения у нас на этот счет. Чем большей властью человек наделен, тем меньше у него поводов быть ближе к народу. Первой жертвой стал вице-мэр Москвы Валерий ШАНЦЕВ. Он под нашим наблюдением в свой законный обеденный перерыв совершал покупки для дома, для семьи в магазине "Рамстор".
ТУРЕЦКИЙ гипермаркет был выбран, с одной стороны, именно за то, что там можно купить и продукты, и бытовую химию, с другой - покупатели в массе своей представители среднего класса. Они, конечно, не каждый день покупают сыры и колбасы вместе с вице-мэром. Но и не бросают тележки, с придыханием наблюдая, что в свою кладет Шанцев. Надежды оправдались - автографов не просили, тележку не подрезали. А началось с того, что, выйдя из машины, вице-мэр никак не мог решить, где брать эту самую тележку. Они, как известно, разбросаны и по автостоянке для машин, и по всему магазину. После совещаний с охраной взяли ее, большую, неповоротливую, похожую на детскую коляску, около входа. Мне было интересно, кто будет ею управлять? Свита хоть и небольшая (всего человек 5), но повозить все же есть кому. Вице-мэр таскал ее сам: "Охрана - для меня, с тележкой я и сам могу управиться".
Из продуктов, купленных вице-мэром (список был составлен женой), можно было приготовить обычный обед, без кулинарных изысков. Мясо без косточки было куплено на котлеты, колбаса докторская и сыр костромской (Кострому вице-мэр считает малой родиной: он родился и прожил в этом городе несколько первых лет жизни) - на бутерброды. Пожалуй, только картошка сгодилась подготовленная - чищенная и порезанная. Жена Шанцева хоть и готовит, но человек тоже работающий (она специалист по инвестициям), потому занятой. Замороженные овощи - немногие полуфабрикаты, которые едят в их семье. Кроме этого, еще в чести соленья. "Когда был помоложе, сам грибочки закатывал. Очень это дело любил. А сейчас - вот". Банки грибов и огурцов легли на дно тележки.
Семья Шанцевых большая - дети, внуки. Но живут все отдельно, собираясь вместе по праздникам. Для семейного торжества - конфеты (все московских фабрик) и впрок пара бутылок красного столового вина. Почему-то болгарского. "По вкусу оно не уступает французскому, но стоит дешевле. А вообще я пиво люблю".
Мы никак не могли справиться с потенциальным завтраком вице-мэра - глазированными сырочками. Они из пакета все время вываливались, пришлось один конец завязать узлом. (Да, и в супермаркетах пакеты слабые попадаются!) "Утром съем. С чаем". Зеленый чай - вот, пожалуй, единственная уступка моде. На нем помешаны многие члены городского правительства. Тут тележка вице-мэра столкнулась с тележкой, которую везла симпатичная девушка. Все остались живы. Охрана кинулась было помогать, но справились и без нее. После непродолжительных взаимных извинений мы, прихватив бананов, продолжили путь в отдел бытовой химии. Порошок и салфетки были предпоследними пунктами плана. А последний пункт был вообще пропущен. Жена написала: "Купи, что сочтешь нужным". Вице-мэр вспомнил про туалетную бумагу. Он предпочитает белую и очень мягкую.
Когда мы добрались до кассы, к нам наконец-то подослали руководство магазина. Естественно, выяснилось, что у вице-мэра карточек, предоставляющих скидки, нет. У него вообще нет никаких карточек. Расплачивался он наличными, потратив 1743 руб. (Столько в среднем тратят москвичи, покупающие продукты в супермаркетах на неделю вперед.) В портмоне черного цвета еще несколько купюр достоинством 500 руб. осталось. "Хватило. Хорошо". От подарка (клубной карточки "Рамстора") Валерий Шанцев отказался. "Что говорить, вряд ли я буду постоянным покупателем. Я хожу в магазины, только если сам их открываю".