ВЛАДИМИР МИРЗОЕВ - фигура заметная в театральном мире. Его хвалят и ругают, но его спектакли всегда становятся событием, будь то забытый нашей сценой Мольер ("Амфитрион"), или полюбившийся ей же Шекспир ("Укрощение строптивой", "Двенадцатая ночь"), или премьерные "Любовники" в Театре им. Вл. Маяковского. Этот модный режиссер по принципиальным соображениям не имеет машины. По его словам, до всех театров, где он работает, от его дома на Кропоткинской можно добраться пешком или проехать пару остановок на метро. Зато у Мирзоева есть нечто более ценное, чем машина, квартира и проч., - он умеет замечать актеров.
Мечты о диадеме
МАКСИМ СУХАНОВ до 1996 года, то есть до "Хлестакова", лет десять прослужил в Театре им. Вахтангова, переиграл там уйму ролей. Но что-то перевернулось в его судьбе с момента нашей встречи. Такие творческие союзы, как наш, заключаются на небесах, и относиться к ним надо бережно. Максим в жизни транслирует не совсем то же самое, что на сцене. Актер, который актерствует в жизни - громко говорит, позирует, всячески подчеркивает, что он не от мира сего, - как правило, на сцене полный ноль. Это закон. ...Однажды Максим заболел, угодил в больницу. Мы остановили работу над "Хлестаковым" на полгода, но я категорически не представлял, что его роль сможет играть какой-то другой актер.
С Сережей Маковецким у нас не менее интересные, хотя и более напряженные отношения. Возможно, Сережа привык к другой режиссуре. Он долго работал с Виктюком и чувствовал его как своего режиссера. Много снимался, привык самостоятельно строить роль. Как правило, хороший актер в кино очень самостоятельно мыслит. Сережа при его колоссальной интуиции обладает замечательным интеллектом. И когда мы встретились, что-то ему казалось странным, что-то неправильным в моей работе. Но мы поняли друг друга.
И с Гафтом мне работать очень легко и приятно, несмотря на то что меня пугали, мол, он такой нетерпимый, такой требовательный и едкий. Ну не хотел он один костюм надеть, но потом надел. Но это же все ерунда, мелочи жизни! Думаю, что ему сложнее было со мной, чем мне с ним, потому что я очень люблю актеров старой школы, мне с ними даже легче. Для меня было очевидно, что Гафт - очень большой актер, невероятная индивидуальность, энергия и ум. Ему вообще пришла пора играть не какие-то ролишки, а Шекспира: Лира, Просперо. Он абсолютно готов для него внутренне.
Иногда я мечтаю: если взять и хотя бы на два-три сезона создать такую труппу, которая сплошь состояла бы из таких бриллиантов... Представляете, какая была бы диадема?
Не копите деньги
ДЛЯ МЕНЯ главный итог опыта жизни в Канаде - расширение ментального пространства. Знаете, эмиграция меня приучила к тому, что не надо бояться ситуаций, когда ты вдруг попадаешь в финансовую дыру. В Москве этого опыта не было, потому что, во-первых, дома есть масса друзей. Тебя всегда кто-то поддержит и подбросит денег в нужный момент. Так было в моей жизни десятки раз.
И не надо никогда копить деньги - это нерационально. Деньги должны течь, должны быть свободным потоком энергии. Нужно тратить. Если ты копишь деньги, ты создаешь затор, забиваешь какую-то трубу, и энергия через эту трубу не может течь. У русского человека не принято было любить деньги. Это было стыдно, это воспринималось как признак душевной неразвитости, примитивизма. В этой традиции коренится определенная беда. Вся штука в том, что то, что ты не любишь, к тебе и не притягивается. Есть такой закон. Если человек занимается садоводством, но не любит деревья и растения, то эти деревья не будут у него хорошо расти. Так и в любом деле.
Деньги для жизни нужны всем, в том числе типичному русскому интеллигенту, но он все время декларирует, что он деньги не любит. И получается очень сложная, конфликтная, я бы даже сказал, ситуация: именно потому, что он их не любит, он в них постоянно нуждается, он вынужден о них постоянно думать, он мучительно пытается их заработать, ненавидя их. И чем больше он мучается, тем больше он деньги ненавидит. Возникает дурная бесконечность.
Мне кажется, способ, который я мог бы рекомендовать читателям, очень прост - нельзя ни в коем случае становиться рабом денег, нужно, чтобы деньги не копились, не затаривались, а текли. Нужно иметь определенную внутреннюю свободу зарабатывать их и тратить. Ведь деньги - всего лишь универсальный эквивалент энергии.