Примерное время чтения: 3 минуты
94

Венецианские набережные Москвы

НЕОЖИДАННАЯ вроде бы для Государственной Третьяковской галереи выставка не художника, а практикующего архитектора Михаила Филиппова "Набережная" имеет жанровый подзаголовок "Графика, проекты". Именно этот порядок слов в нем неслучаен и несводим к алфавитной логике. Он, собственно, и объясняет, как попал Филиппов в "непрофильный" музей. Третьяковка в соответствии со своими непреложными законами показывает прежде всего Филиппова как рисовальщика пейзажей, а не автора дерзких архитектурных проектов. Не случайно временной выставке отведены именно залы графики в постоянной экспозиции искусства ХХ века (в здании ГТГ на Крымском Валу).

НЕТ, графика Филиппова достойна музейного представления. Даже лишь такого представления и заслуживает. Пустынные виды Петербурга и Рима элегантны, аристократичны, полны внутреннего достоинства и несвоевременны, как сами эти города-музеи. Рисунки помнят школу общества "Мир искусства" начала прошлого столетия, особенно манеру Добужинского и Остроумовой-Лебедевой, хоть и отстоят от того времени на несколько роковых десятилетий. Но именно на этой старательной и профессиональной верности классике (в самом широком смысле - классике градостроения, классике городского пейзажа и классичности техники рисования) оканчиваются смиренные достоинства этих натурных зарисовок.

По-настоящему же увлекателен Филиппов именно в своих архитектурных "футурологических" проектах, неожиданно приобретающих статус полноценных, самостоятельных и неожиданных произведений искусства. В случае с выставкой в Третьяковке - в проектах обустройства на новый лад трех московских набережных: Пречистенской, Крымской и набережных Острова, образованного Москвой-рекой и Обводным каналом.

Впрочем, этот "новый лад" на самом деле очень старый: "классиколюбивый" Филиппов-график верен своим пристрастиям и в архитектуре. Остров он предлагает перерыть каналами, устроив этакую "маленькую Венецию". Крымскую набережную - превратить в спускающиеся к воде каменные террасы с фонтанами и портиками. На Пречистенской набережной - возвести "римский" храм. Причем предлагает это все на полном серьезе, выставляя свои проекты на разные профессиональные конкурсы.

То есть Михаил Филиппов, что бы ни думали о нем в Третьяковке, настоящим художником оказывается, занимаясь практической архитектурой. И наоборот - самоотверженно отдаваясь искусству, вдруг напрочь лишается фантазии, забиваемой практичностью старательного и любящего город архитектора. Именно этот парадокс оказывается тайной интригой и скрытым сюжетным стержнем выставки. Впрочем, посмотреть на фонтаны и колонны на месте того самого чудовищного здания Третьяковки - ЦДХ, в котором эта выставка открыта, тоже приятно. Как приятно наблюдать торжество не исторической, но эстетической справедливости - пусть и на бумаге.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно