С 1 СЕНТЯБРЯ 2002 г. должны вступить новые правила сертификации фармацевтических препаратов. Как будто бы это связано с огромным количеством фальсифицированной продукции. Но специалисты уверены, что данные нововведения могут вернуть нас в начало 90-х гг., то есть привести к обвалу фармацевтического рынка.
ВЕСНОЙ некоторые заинтересованные организации признали необходимым введение лекарств в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приняли даже по этому поводу постановление, а ГОСТ РФ произвел редакцию Правил сертификации лекарств. В результате преобразований в корне изменилась организация государственного контроля качества препаратов. Теперь вместо посерийного контроля на каждом этапе обращения лекарственных средств будет осуществляться однократный контроль качества при производстве и ввозе на территорию России. Причем отбор образцов должен производиться на складе заявителя.
Здесь начинается самое интересное. По таможенному законодательству образцы должны изыматься в таможенной зоне, так как лекарства с 29 апреля нуждаются в обязательной сертификации. Кто будет платить за хранение товара на складах? Вопрос без ответа. Мало того что на лекарства введены таможенная пошлина в 10% и НДС, теперь импортеры поставлены в еще более жесткие рамки. По словам руководителя Департамента медицинской промышленности Минпромнауки России Михаила Григорьева, лаборатории сейчас могут только понюхать и потрогать. А для того чтобы провести нормальные исследования, нужна техника, стоимость которой исчисляется миллионами долларов. И время. Ведь продолжительность одного анализа - около шести месяцев. Товар же отпускается на условиях товарного кредита, то есть через 90 дней импортеру нужно расплачиваться. На этом проблема не исчерпывает себя. Пункты пропуска лекарственных препаратов должны быть сокращены, что, по мнению таможенного комитета, будет способствовать улучшению контроля за качеством. Но ведь абсолютно ясно, что такое сокращение - первый шаг к монополизации рынка, а значит, к удорожанию лекарственных средств. Кроме того, ни один склад не соответствует требованиям, которые предъявляются к местам хранения лекарственных препаратов, из чего следует, что первой необходимостью является устройство таможенных терминалов. В государственном бюджете деньги, конечно же, не найдут, так что финансирование строительства и последующее содержание терминалов повесят на предпринимателей от фармацевтики.
Депутат Госдумы Николай Дайхес открыто заявляет о том, что в Минздраве есть "лобби", заинтересованные в том, чтобы народ поверил в наличие фальсификата и поддержал так называемую борьбу, не задумываясь об очевидном повышении цен. Если быть честными до конца, то стоит вспомнить, что в нашем законодательстве не существует определения фальсифицированных лекарственных препаратов. Единственный выход специалисты видят в том, что система сертификации должна остаться прежней. Однако на данный момент все принятые законы и правила в силе. Остается только ждать 1 сентября и запасаться лекарствами.