ПО РАЗНЫМ причинам автомобили "сыпятся" и полностью теряют трудоспособность. Только в Московской области ежегодно стареют или не подлежат восстановлению после аварий 150 тыс. "железных коней". При этом редкий владелец цивилизованно расстается со своим сокровищем и сдает его в утиль. Чаще всего обездвиженное транспортное средство ржавеет во дворе под окнами хозяев, на пустыре, в лесу или на дне водоема, отравляя окружающую среду.
Не наше богатство
КРОМЕ искореженных машин каждый год автовладельцы выбрасывают по 100 тыс. негодных аккумуляторов, 3 млн. отработанных масляных фильтров, 50 тыс. т изношенных шин. Только 5% такого богатства идут на вторичную переработку. Между тем, по подсчетам специалистов областного Минтранса, из 1 т покрышек получается 400 л нефти, 135 л газа, 140 кг стальной проволоки. А от переработки аккумуляторного лома можно ежегодно добывать такое количество свинца, которое покроет как минимум 50% потребностей России в этом виде сырья.
Надо заметить, в промышленно развитых странах машины и другие средства передвижения тоже не вечны. Но и экология, и экономика от наличия автохлама не страдают, а скорее выигрывают. Например, в Японии и США 25% различного сырья добываются из отходов, а 90% изношенных шин используются вторично после переработки. В то время как у нас всего четыре шины из 100, отслуживших по прямому назначению, получают вторую жизнь. Да и то в виде малых архитектурных форм - мини-клумб у заводских проходных и офисов предприятий.
Сделаем это по-быстрому
В ОБЛАСТИ действует большое количество малых фирм по разборке "убитых" машин. Но у этих предприятий узкая специализация. Их интересуют в основном цветные металлы. А перерабатывать, к примеру, легкий кузов и детали из пластмассы мелким коммерсантам невыгодно. Поэтому остатки транспортного средства уходят тем же путем: на свалки под открытым небом, в лесные чащи или на дно. С недавних пор в Ногинском районе Подмосковья функционирует предприятие "Вторметинвест". Задумали его и начали строить в 80-е гг., строили с размахом, потом заморозили и запустили только в прошлом году. Промышленный гигант по проекту может перерабатывать до 1 млн. т металлолома в год.
Представьте себе заводской цех. До 50 искореженных автомобилей на площадке ждут своего часа. С помощью крана их поочередно цепляют и переправляют на место разборки. В ускоренном темпе груду железа раскладывают на составляющие: в одну сторону - колеса, в другую - аккумуляторы, в третью - остальные детали. Затем подвесные железные щупальца захватывают кузов и все металлическое. Еще мгновение - и масса с грохотом летит в огромную пасть бункера. Там крупнейший в Европе пресс превращает их в аккуратные брикеты, каждый из которых весит от 2 до 3 т. Брикеты переносятся мощным магнитом на складскую территорию. На все манипуляции уходит 40 минут.
Казалось бы, у истории с железными отходами нашей жизнедеятельности счастливый конец! Но не обольщайтесь. Сегодня крупнейшее предприятие области по утилизации отходов автотранспортного комплекса загружено лишь на... 10%. Потому что НЕКОМУ СОБИРАТЬ брошенные железяки по дворам, полям, лесам и привозить на завод.
Тупик для отходов
ПО ПРОГРАММЕ утилизации, принятой два года назад, область поделили на 10 районов, в каждом из которых должны были появиться площадки для сбора отслуживших свой срок машин. Оттуда их предполагалось забирать на переработку. Но программа не пошла. Во-первых, затраты на сбор и транспортировку вторсырья оказались выше, чем прибыль от полной переработки. Во-вторых, мешают существующие законы. Трогать "развалюху" в течение года без согласия хозяина никто не имеет права. Владелец может подать в суд и потребовать возмещения убытков. В поисках выхода из тупика специалисты поделились на два лагеря. Одни - за то, чтобы восстановить единую государственную структуру, ведающую сбором и утилизацией отходов. Другие предлагают пойти по западному сценарию, когда расходы по утилизации перекладываются на плечи производителей автомобилей. В Германии, например, уже полгода действует такой закон. Нетрудно догадаться, что в первом случае вырастут налоги или введут какие-нибудь сборы в пользу "утилизаторов". Во втором - поднимутся цены на машины. В итоге при любом раскладе утилизацию будет оплачивать владелец отслужившего автотранспорта из своего кармана.