В СКАНДАЛЕ вокруг памятника на Патриарших прудах поставлена точка. Под давлением жителей, которые не хотели видеть у себя под окнами гигантский примус и возражали против неоднозначной фигуры Иешуа, власти города оставили лишь треть композиции: скамейку с Булгаковым. Странная это история: с одной стороны, автор композиции Александр Рукавишников не самовольничал, он выиграл престижный конкурс, и значит, эксперты-профессионалы признали качество его работы. С другой стороны, можно понять и возмущение жителей, которые привыкли к патриархальности своего уголка столицы и совсем иначе оценили работу художника. Так на каком этапе работы скульпторов, художников и чиновников проводить всемосковское обсуждение? Или, может быть, оно не нужно вовсе? А если нужно, то в чем участие горожан должно заключаться? И как избежать возникновения подобных конфликтов в будущем?
Без нас - ни-ни
Кира СУРИКОВА, жительница района Патриарших прудов:
- ПРИ ВОЗВЕДЕНИИ памятников необходима широкая гласность и проведение действительно открытого конкурса. Макет выигравшего проекта (фотография или картинка не дают наглядной картины) следует выставлять в публичном месте. Может быть, нужна комиссия, состоящая из жителей, которая имела бы доступ ко всей документации. Что лукавить, простому москвичу чиновники ни одной бумаги не покажут по своей воле. И пикетирование возле Патриарших прудов - это реакция возмущенных жителей на поведение столичной администрации, втихую продвигавшей скандальный проект. В префектуре на запросы инициативной группы долгое время отвечали, что пруд будет только очищен, а все остальное - глупые слухи. Только пикетирование заставило чиновников признать за жителями право на информацию и участие в обсуждении проекта.
Никита ШАНГИН, архитектор:
- И РОССИЙСКОЕ, и московское законодательство содержит множество документов о защите прав граждан при принятии градостроительных решений, о том, что должно быть сделано для предотвращения социальных конфликтов на этой почве. Надо лишь выполнять законы, чего у нас делать не любят. И москвичам приходится отстаивать свои права с помощью пикетов и судебных разбирательств. Даже когда чиновники начали общаться с инициативной группой жителей Патриарших прудов, людям предоставляли не только неполную, но и неверную информацию о проекте.
Алексей КЛИМЕНКО, член президиума Экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы (ЭКОС):
- ЖИТЕЛИ имеют право на информацию о готовящихся преобразованиях в городе, как и чиновники. И решение об установке памятников монументального искусства также должно быть коллективным. А то придется выставлять охрану возле скульптур, как это было после появления чудовищных "Пороков" Шемякина. Или останавливать строительство из-за митингов горожан. К сожалению, у Комиссии по монументальному искусству ограниченные возможности, что неправомерно, а ЭКОС не имеет права рассматривать эстетическую сторону проектов. На мой взгляд, при каждом районе необходимо создать свой общественный совет, состоящий из жителей, который бы обладал правом обязательного обсуждения всех нововведений и преобразований на данной территории.
Наталья ЧЕРНЕЦОВА, председатель территории общественного самоуправления (ТОС) "Патриаршие пруды":
- МНЕНИЕ жителей должно учитываться еще на стадии предпроектной подготовки, а в действительности про них вспоминают, только когда они не пускают технику на стройплощадку. Отчаявшись писать гневные письма и запросы во все инстанции, мы по многу часов проводили в пикете на пруду. Чтобы каждый раз не собирать подписи, как это мы делали раньше, и была создана ТОС. Чтобы не доказывать постоянно, что я выступаю не только от своего лица, что я представитель более тысячи членов ТОС. По закону власти обязаны считаться с такой организацией, но чиновники из управы решили по-своему. Глава управы Пресненского района заявил, что для решения конфликта на Патриарших создана согласительная комиссия, в которую вошли четыре представителя от жителей района. Кто они, откуда, нам неизвестно.
От редакции
ПОМНИТСЯ, на волне начавшейся демократизации решили отдать на откуп народу "скульптурную" судьбу Поклонной горы. Было проведено несколько туров, горожанам предоставили возможность увидеть абсолютно все проекты, конкурс утонул в многочисленных обсуждениях, мнений было столько же, сколько и рисунков. И если бы не пресекли народное волеизъявление, на месте Поклонки и сегодня был бы пустырь. Нечто похожее произошло и с памятником Шемякина на Болотной площади. Жители Дома на набережной, увидев макет по телевизору, ужаснулись и ринулись в пикеты. Но памятник, несмотря на мнение жителей, поставили. И правильно сделали! Это на редкость умная и глубокая по смыслу композиция.
Правы и те, и те
Евгений БУНИМОВИЧ, депутат МГД:
- ВОПРОС о том, кто должен принимать решение об установке памятников в столице, стал актуален после появления Петра I Зураба Церетели. Да, художник имеет право делать все, что хочет, это его творчество. Но, на мой взгляд, именно сфера монументального искусства не может обходить стороной общественное мнение. Книгу можно не читать, картины скрыты в галереях и выставочных залах, никто не заставит вас насильно идти в театр или кино. А монументальное искусство, как и граффити, скрыть нельзя. Кстати, молодежи легче объяснить, что их творчество может вызвать негативное отношение других людей, не все соседи будут рады расписанному с пола до потолка подъезду. Так же и с памятниками. Если возле моего дома или места работы воздвигается несимпатичный мне памятник, хочу я этого или не хочу, но каждый день мне придется на него смотреть. И компромисс между автором и жителями необходим, потому что ни одной, ни другой стороне нельзя предоставить преимущественное право. Это задача экспертов - рассмотреть проект и решить, достоин ли человек увековечивания и где этому памятнику быть. Обсуждение проекта должно проводиться открыто и не спеша, потому что памятники воздвигаются не на один день, и все спорные моменты надо снимать еще на стадии конкурса проектов.
Сергей ПЕТРОВ, председатель Комиссии по монументальному искусству при МГД:
- ЛЮБОЕ предложение об установке монументального памятника в Москве должно направляться в нашу комиссию, где оно обсуждается специалистами. Потом проводится конкурс на лучший проект, который в обязательном порядке выставляется для всеобщего обозрения, чтобы каждый москвич смог его увидеть и высказать собственное мнение. И никаких народных волнений не будет. Митинги и пикеты на Патриарших прудах - результат многочисленных попыток обойти московские законы.
Эксперты - жители - эксперты
Игорь БУРГАНОВ, скульптор, директор московского государственного музея "Дом Бурганова":
- В МОСКВЕ возводится очень мало произведений монументально- декоративного искусства, поэтому каждый памятник вызывает большие дискуссии в обществе. Законодательство в этой области сильно забюрократизировано, для создания в Москве памятника надо выпускать распорядительные документы двух ветвей власти: исполнительной и законодательной. Все это обедняет наш город, во многих районах, особенно новых, вообще отсутствуют памятники, а с ними и эстетическое, культурное и патриотическое воспитание. На мой взгляд, обсуждение проектов памятников и скульптур должно проходить в два этапа. На первом проект утверждается на архитектурно-художественном совете, на котором свое мнение высказывают специалисты. Затем москвичи отмечают в своих налоговых декларациях, сколько и за какой памятник они отдают ту часть налогов, которая предусмотрена законодательством. Народ должен не бороться с властью, а принимать полноправные решения и быть гордым, что именно в этом памятнике есть его очень конкретная доля.
От редакции
В БОЛЬШИНСТВЕ зарубежных стран вопросами установки памятников и скульптур занимается городской муниципалитет, который проводит конкурс проектов, выбирает подходящее место, то есть отвечает за то, что появится на территории города. Народные обсуждения проектов обычно не проводятся, но действия муниципалитета тщательно контролируются множеством общественных организаций, состоящих из горожан, которые давно привыкли принимать самое активное участие во всем, что касается родного города. Если памятник планируется установить, например, на территории парка, обязательно потребуется согласование с руководством этого парка. Конкурс освещается в местной прессе, каждый может зайти в муниципалитет и увидеть макет, поэтому появление нового памятника или скульптуры не является для простого горожанина неожиданным событием. И ситуация, когда сначала начинают расчищать место под постамент, а разрешительной документации еще нет и в помине, просто невозможна. Конечно, всегда найдутся люди, недовольные памятником, даже в благополучной и культурной Дании бедной Русалочке дважды отпиливали голову неизвестные вандалы, но тут ничего поделать нельзя.