НОВЕЙШАЯ история столичного монументализма делится на два периода: "до Петра I" и "сразу после". Установка бронзового гиганта на берегу Москвы-реки в 1997 г. возбудила общественное сознание. Общественность, несогласная с творческим решением образа самодержца, кинулась за поддержкой к местным законодателям. Депутаты МГД сосредоточились и в 1998 г. приняли закон "О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения". Кстати, это чисто московское ноу-хау, так как закона, сдерживающего монументальные позывы городского руководства, ни в каком другом городе мира нет.
Непосчитанные
ОТСЛЕЖИВАТЬ порядок возведения произведений доверили специальной комиссии. Полтора последних года 15 наиболее продвинутых по монументальной части горожан на общественных началах воспитывают вкусы чиновников. От рекомендации комиссии теперь зависит, кому власти позволят на городских просторах в мраморе или бронзе стоять-сидеть-скакать. Как это повлияло на скульптурную жизнь столицы?
По крайней мере "монументальные" споры не утихли. Несмотря на то что Зураб Церетели после Петра не поставил ни одной своей скульптуры в Москве. Лишь во дворе Музея современного искусства на Петровке появились Дон Кихот и Санчо Панса из подручного материала в стиле поп-арт. Между тем, памятники в Москве не перестали открывать. Их в столице уже несчетное количество. Не в том смысле, что так много. Просто их... НИКТО НЕ СЧИТАЛ. Полного списка "прописавшихся" в Первопрестольной монументов не существует. Нет не только исторического реестра, но и списков того, что установлено за последние пару лет, то есть "при жизни" комиссии. А в Риме, к примеру, и памятников побольше, чем у нас, и комиссия отсутствует, но все изваяния учтены. Кстати, последним из открытых в Москве стал бюст итальянскому философу и поэту Данте Алигьери (скульптор Риналдо Пирас) в саду "Эрмитаж". О художественных вкусах московского руководства в данном случае не спорили, так как бюст - подарок итальянского президента. Установка подарка обошлась городской казне в 400 тыс. руб. Но иностранные презенты на наших просторах скорее исключение, чем правило. А кто из местных скульпторов сейчас в фаворе у мэра, а значит, и у всех московских властей? Беглым взглядом окинув город, нетрудно вычислить, что бесспорный лидер по количеству установленного - Александр Рукавишников-сын. Его стараниями увековечены Ф. Достоевский у "Ленинки", выдающиеся спортсмены: И. Ярыгин - в Олимпийской деревне, Н. Старостин, Э. Стрельцов - на аллее Славы в Лужниках, Лев Яшин - там же и на стадионе "Динамо", а также Юрий Никулин - у цирка на Цветном бульваре. Кроме того, на счету молодого плодовитого скульптора как минимум две мемориальные доски: писателю Леониду Леонову и журналисту Артему Боровику.
Как воздвигнуть монумент?
ДЕПУТАТ Мосгордумы Евгений Бунимович (автор 50 поправок к "монументальному" закону) утверждает, что инициировать создание монумента, по новому" закону, может любой житель Москвы. Достаточно свою идею изложить в письме на имя Комиссии по монументальному искусству при МГД, куда уже поступило более 40 предложений. Одно из них от самого депутата Бунимовича. Про "загогулину" в честь ельцинской эпохи. Вопрос о ее установке готовятся рассматривать на ближайшем заседании. Тенденция к "ассоциативным выкрутасам" на улицах города уже наметилась. Достаточно посмотреть на еще не открытую официально, но уже установленную у кинотеатра "Горизонт" скульптуру Андрея Налича. Геометрическая фигура - лист Мбиуса, по мнению того же депутата и математика, это "плавные красивые линии, новый век". Действительно, вышло очень математично и эротично. И загадочно.
Но похоже, что в новом веке столицу ждет новый уровень "монументальных" проблем. Компетенции комиссии хватает только на памятники городского значения. Установка чего-либо на арендованных территориях никак не регламентирована "монументальным" законом. Поэтому на "приофисных" участках активно втыкают творения из серии "кто во что горазд". Как показывает жизнь, хозяева ради своей территории горазды на многое. Вы еще не видели возрожденную аллею Славы ЦСКА, где 19 бюстов армейских спортсменов с одинаковыми лицами символизируют преемственность поколений? Так это далеко не худший пример. Тех, кто наткнулся на "визитную карточку" гей-клуба "Хамелеон", гипсовыми спортсменами уже не испугаешь. Но вот ведь загадка: почему пятиметровый каменный фаллос ни членов комиссии, ни столичную общественность не смутил, хотя даже бронзовый Петр не может похвастаться столь масштабными первичными половыми признаками?