Примерное время чтения: 4 минуты
69

Маршрутные такси с левым креном

С НАЧАЛА этого года в Московской области произошло более 50 дорожно-транспортных происшествий с участием маршруток. Несмотря на десятки пострадавших и потенциальную опасность, многочисленные коммерческие микроавтобусы постепенно вытесняют "на обочину" муниципальный пассажирский транспорт. Ситуацию на дорогах контролируют ГАИ, налоговики и местные власти, но попытки поставить этот рынок услуг на цивилизованные рельсы близки к провалу. Есть мнение, что негатив исчезнет с появлением закона "О пассажирском транспорте". Законопроект с таким названием давно кочует по кабинетам областного начальства, но вызывает массу замечаний у специалистов. Существующую законодательную базу легко "объехать", чем и занимаются шустрые водители и их предприимчивые хозяева, рискуя чужими жизнями.

Счастье за десятку

ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ данным областного Министерства транспорта, на начало мая 2003 г. в Подмосковье зарегистрировано 1100 маршрутов общественного пользования и 800 коммерческих. По количеству "единиц техники" учет не ведется, но, судя по магистралям, явное численное преимущество на стороне коммерсантов. Все нарекания народная молва по традиции связывает с "Автолайном". И напрасно, т. к. даже в таких приближенных к столице городах, как Химки и Красногорск, на долю "Автолайна" приходится не более 40% коммерческих перевозок. Больше половины пассажиров развозят "левые" маршрутки или конкуренты - мелкие компании, имеющие "на вооружении" по 10 - 15 машин, и, как ни странно, государственные предприятия - автоколонны "Мострансавто". Давно подсчитано, что 60% пассажиров общественного транспорта - льготники, поэтому муниципальные автобусы нерентабельны. Но руководители госпредприятий не теряются - есть испытанный путь создания дефицита. Достаточно снять один автобус с маршрута в утренние часы пик - и 10 "газелей" или как минимум три "пазика" будут обеспечены работой под завязку.

При этом все счастливы. Счастлив военнослужащий Сергей Соловьев из Одинцова, когда утром, прождав 40 мин. автобус N 2 или N 3 и пропустив три "пазика", с трудом втискивается в четвертый, платит свои кровные 7 руб., хотя по закону имеет право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Счастлива жительница г. Яхромы Г. Галичева, если через полчаса бесполезного ожидания удается за десятку, стоя (согнувшись в три погибели), в маршрутке добраться до работы. Счастлив ветеран войны Геннадий Колеров из Лыткарина, который мог получить солнечный удар на остановке, но наскреб денег на проезд и уехал коммерческим рейсом. Довольны владельцы средств передвижения, которые получают свою прибыль. А счастливые водители маршруток, готовые укладывать пассажиров штабелями в проходе, собирают в бардачок свой навар.

Скорость - это деньги

НАСТРОЕНИЕ водителю могут испортить "левые" коллеги, которые оттягивают на себя часть пассажиропотока. Это явление чрезвычайно распространено в губернии. "Левые", или "черные", - это те, кто берет в аренду микроавтобус и выезжает на маршрут. Стоимость проезда у них такая же, а налоговых отчислений - никаких. Водитель, заметивший соперника на своем маршруте, жалуется начальнику. Начальник сообщает в транспортную инспекцию. Но самое большое, что можно попытаться предъявить водителю-нарушителю, - отсутствие лицензии. Чего, как правило, не бывает, потому что получить такой документ гораздо легче, чем его лишиться. Поэтому в засаду берут и налоговиков, и милицию. В надежде, что у водителя не окажется регистрации или миграционной карты. Но матерому "леваку" облавы не страшны, потому как носят эпизодический характер. Во-первых, можно перестоять за углом, во-вторых, даже если попался, штраф в 3 тыс. руб. отрабатывается за один день.

Страшны не бюджетные потери, а то, что за покалеченного в аварии пассажира спросить будет не с кого. Водителя любой маршрутки кормит скорость, которая, как известно, враг безопасности. По итогам выборочных проверок ГАИ многие маршрутки были неисправны или переоборудованы без учета требований безопасности. Самые распространенные нарушения: наглухо закрытые и загороженные креслами запасные двери и "модернизированные" салоны, т. е. наличие дополнительных кресел и отсутствие перекладин, укрепляющих конструкцию днища и потолка. В большинстве "газелей" основную боковую дверь периодически заклинивает или, наоборот, она может открыться на полном ходу, а нижняя ступенька вырвана "с мясом".

В мелких частных компаниях отсутствует контроль за водителями и условиями их труда. И можно легко представить степень риска, которому подвергаются пассажиры тех маршруток, где практикуется график работы "два дня через два". Но о безопасности вспоминают только после аварии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно