"ВЫ и ночью входную дверь открытой оставляете?" - недоумевал я, когда в разгар нашей беседы с Андреем Желудовым в его однокомнатную квартиру на первом этаже вбежала трехлетняя девочка. Выпалив на ходу "Драсти", она кинулась к телефону - звонить папе. "Не у всех здесь есть телефон, а я гостям всегда рад" - так объяснил внезапный визит юной соседки Андрей, и для меня перестало быть тайной, почему я не услышал ни одного поворота ключа, прежде чем оказался на пороге квартиры. "А как же десятки инвалидных колясок, за них не боитесь?" "Нет, - грустно ответил хозяин, - да разве они кому-нибудь нужны?.."
28 лет назад Андрей спускался со скалы в Приморском крае без страховки. Это рискованное мероприятие закончилось трагически: теперь он прикован к инвалидной коляске. Однако бывший студент Геолого-разведочного института всегда отличался непоседливостью и склонностью к изобретательности. Он сам стал проектировать "ручные велосипеды", причем дело не ограничилось карандашными набросками. Вместе со своим школьным приятелем он собирает модели дома. "Я начал проектировать хендбайки не ради денег: надеялся, что они когда-нибудь заменят современные инвалидные коляски, - вспоминает Андрей. - Ведь все существующие традиционные модели несовершенны и неудобны, у них слишком мало возможностей. А на некоторых моих ручных велосипедах можно многое себе позволить". Кстати, и по квартире Андрей передвигается на коляске, которую сделал сам.
Для изготовления новой модели стандартным набором из молотка и гаечных ключей не обойтись. Детали требуются оригинальные, зачастую их приходится делать собственными руками, сваривать из подручных мелочей. Сварочный аппарат я обнаружил в углу комнаты, где от пола до потолка сложены велосипедные цепи, большие и маленькие колеса, бессчетное количество гаек и болтов. Весь модельный ряд хендбайков Андрея Желудова насчитывает более 60 ручных велосипедов различных модификаций. Каждая модель - это длинный трехколесный велосипед, с удобным креслом и предельно простым управлением. На сборку одной модели уходит порядка месяца, стоит она около 650 долл. Гордость Андрея - полноприводная модель, выручавшая его на неровных дорогах и даже в горах. "На любой из моих колясок можно гулять по лесу и даже грибы собирать. Особо в лес, конечно, не заберешься, но по краю "походить" можно. А ведь очень многие лишены элементарных прогулок, потому что их коляска не позволяет удалиться от дома на большие расстояния".
Прогулки, а особенно дальние походы - любимое занятие Андрея. Среди его многочисленных подвигов - трехнедельное путешествие в Карелию, этому "райскому уголку" он даже посвятил рассказ (рассказ и фотографии есть на сайте Дома социальной защиты www.cdom.ru). А однажды заядлому путешественнику удалось забраться на высоту 3300 метров над уровнем моря в Киргизии. Многие удивляются: как же можно подвергать себя такому риску? Если что-нибудь в машине сломается, а вокруг - ни души? Андрей каждый свой хендбайк изучил досконально и точно знает, что и когда может выйти из строя. Поэтому берет с собой необходимое количество запчастей. "В походах формируется личность, - уверен Андрей. - Теперь я чувствую, что в моих силах многое, не все еще потеряно. Сидеть целыми днями дома возле окна - не для меня. Я всегда смогу прогуляться и, кстати, хочу сказать, что мои изобретения полезны не только инвалидам, но и здоровым людям. Это получше всякого тренажера".
Хендбайки позволяют не только передвигаться по любой местности с комфортом. Ручные велосипеды - из тех транспортных средств, на которых можно прокатиться и с ветерком: 69 км/ч не каждый автомобиль набрать сможет. "Мне непонятно, почему никто не хочет откликнуться и помочь выпустить как можно больше ручных велосипедов, - говорит Андрей. - Людям это помогло бы вновь поверить в себя. Как уже более 20 лет помогает мне".