Примерное время чтения: 8 минут
166

Махнем за МКАД!

РАССМАТРИВАЯ перспективы дальнейшего развития Москвы, мы говорили о том, как будет увеличиваться ее население. Но не менее важно представлять, а как столица будет развиваться территориально, ведь ей сегодня уже явно тесно в своих границах. Сейчас обсуждаются сразу две идеи. Одна предполагает РАЗДЕЛИТЬ Москву на районы федерального и муниципального подчинения. В основе другой лежит желание ОБЪЕДИНИТЬ столицу с областью, решив тем самым некоторые важные городские проблемы. Идею разделения даже обсуждать не хочется. Ее цель - контролировать многие доходные статьи московского бюджета, а в перспективе и расходовать их не на столичные нужды. Другое дело - объединение с областью. Оно могло бы решить транспортные проблемы, существующие не только в Москве, но и на подъездах к ней, а в перспективе создать условия для развития красивого и дорогого столичного пригорода, какими гордятся почти все мировые столицы.

Областной бизнес с московским акцентом

ПРОПИСКА (если угодно, регистрация) и сознание московскости - все еще важные моменты жизни. Когда в рамках работы комиссии по разделению границ Москвы и области заходит речь о том, чтобы московский поселок признать областным, жители против. И их доводы о том, что московские пенсии больше, а медицинское обслуживание лучше, вполне убедительны. Кроме того, важный вопрос налогов, которые платят работающие в Москве, но живущие в области, можно было бы не поднимать вовсе. Если бы деньги шли на развитие одной и той же территории.

То же с бизнесом. Борьба за арендные платежи проходит по нескольким фронтам: территория в пределах МКАД и доходные места, городские по статусу и областные по географическому положению типа аэропорта "Шереметьево". Что касается МКАД, то разного уровня рестораны, большие и маленькие магазины, автомастерские, обильная наружная реклама приносят не просто много денег, а очень много. После реконструкции дороги власти приграничных районов пытаются заявить о своих правах и доказать, что внешняя сторона МКАД - в их ведении. Спорят с 1999 г. - времени, к которому относится создание спорной комиссии. Вопрос, в чей бюджет отчислять налоги аэропорту "Шереметьево", давно решается в судебных инстанциях.

Объединенные дороги

ЕВРОПЕЙСКИЕ столицы в территориальном отношении сложились давно. Непосредственно городские территории, как правило, не застраиваются, города прирастают пригородами. Париж, например, сохраняет свои границы уже на протяжении почти двух столетий. Это позволяет центру оставаться историческим и дорогим, а пригородам - становиться удобными для жилья. Поэтому соседние предместья, имеющие статус самостоятельных территориальных единиц, но при этом считающиеся "большим Парижем", все расширяются и расширяются. Вашингтон тоже мог бы стать возможным примером объединения. Город, точнее его небольшая центральная часть, собственно столица, не относящаяся ни к одному из штатов. Прилегающие районы-городки хоть и расположены уже в других штатах, тем не менее называются "большим Вашингтоном". Границы между столицей и окраинами абсолютно прозрачны: чтобы приезжать на несколько дней, прописки и других допусков не требуется. А в пригород можно доехать на метро.

Говорить о метро в нашем случае преждевременно: оно не покрывает всю Москву, не говоря уже об области. Но транспортная проблема в случае объединения может быть решена по-другому. МКАД, хорошо спланированная и быстро построенная, "теряется" на подступах к городу. Живущие в области и работающие в Москве каждый день утром и вечером отстаивают огромные автомобильные очереди, пытаясь просочиться в узкие горлышки МКАД. Съезды можно было бы расширить, если бы они были одной территорией. (Противники объединения любят вспоминать про то, что Третьему транспортному кольцу не удалось избежать подобных проблем: съезды на узкие улицы центра такие же трудные, как и въезды-выезды в область. Но эту проблему в городе уже начали решать: дороги в центре изменят свое лицо в 36 местах, и кроме расширения проезжих частей предусмотрено строительство 18 подземных переходов с последующей ликвидацией светофоров.)

Стройка вырвется за МКАД

МОСКВА - не Шанхай. Наверное, поэтому у нас не сдается каждую неделю по небоскребу. Но в Москве и так строят достаточно. В центре, который "добывает" половину средств от использования всей городской земли и недвижимости, башенных кранов больше, чем куполов церквей. В центре появляется дорогая офисная и жилая застройка, деньги от которой идут в том числе и на строительство дешевого жилья в Бутове и в Марьине. Строить дорогое жилье на окраинах бессмысленно: кто его купит? Другое дело - центр, поэтому-то на него и оказывается "градостроительное давление". Исчезают свободные скверы, дворы и детские площадки. Появляются дома, а вместе с ними - транспортные и экологические проблемы. Приостановить строительство нельзя - не будет средств на содержание стройкомплекса, не будет строиться дешевое жилье. Все это вместе грозит системным кризисом в смежных отраслях, ростом безработицы и социальной напряженности.

В то же время и центр так осваивать дальше нельзя. Ежегодно 20% жителей ЦАО протестуют против нового строительства, а в режиме вечной стройки живет половина города. Ситуацию можно изменить, начав масштабное жилищное строительство в Подмосковье. Если Подмосковье назвать БОЛЬШОЙ МОСКВОЙ и решить проблему транспорта, расширив подъезды к МКАД, туда поедут москвичи. Мы уже ездим туда по выходным в большие магазины. Можно ездить и в рабочие дни, если это будет удобно.

Безусловно, покупать элитное многоэтажное жилье в пригороде никто не будет. Но демократичные таунхаузы - своеобразные "небоскребы на боку" с подъездом к каждой квартире - вполне. Современные строительные технологии позволяют удешевить процесс их строительства. Например, в Куркине стоимость квадратного метра в домиках на одну семью - 850-1050 долл. Владеть домом не менее престижно и удобно, чем иметь квартиру в центре города. К тому же массовое строительство таунхаузов позволит более рационально использовать землю, которая сегодня часто используется "под свалки". Например, строительство домов на Мариинских полях аэрации "лишило" столицу некогда известных сточных канав. Сегодня на этом месте - современный и красивый микрорайон. И интересы строительных компаний ущемлены не будут: они станут зарабатывать на объемах строительства.

Пока москвичи жить в область не едут. За последние годы только 5% выехали за город на ПМЖ. Но в основном это состоятельные горожане, построившие элитные коттеджи вдоль правительственной трассы. Строительство таунхаузов позволит среднему классу расширить географию. Но это не значит, что экспансия москвичей ущемит права коренных областных жителей с более низкими, чем в Москве, доходами. Их в соседние бедные области ссылать никто не будет. Чтобы соседство не обернулось социальными проблемами, в мировой практике принято строить предприятия в более дешевых с точки зрения рабочей силы областных городах. Понятно, что за оградой коттеджного поселка заводик пристраивать не будут. Но массовое строительство малоэтажных домов изменит структуру пригорода. Промышленные предприятия уедут из дорогого столичного центра в нежилую часть региона.

Объединение реально

ОСОЗНАТЬ, что Москва станет еще больше, чем есть, трудно. Но перед Октябрьской революцией она заканчивалась Окружной железной дорогой (см. таблицу). Через 10 лет присоединились пригороды - Марфино, Алексеевское, Ростокино, Соколиная Гора, Дубровка. Чуть позже - Измайлово, Южный порт, Текстильщики, Котлы, Фили, Октябрьское поле и Северный порт. В конце 50-х гг. - Нагатино, Черемушки, Мазилово, Хорошево. В 1960 г. Москве отдали МКАД и прилегающие лесопарковые зоны, которые потом быстро отняли обратно. В 1963 г. добавился Зеленоград. В 1984 г. состоялось присоединение жителей Солнцева, Митина, Бутова, части Новоподрезкова, западного района Люберец. И в 90-е гг. добавились последние - Новобратцевский, Крюково, Новомалино и восточная часть Щербинки. Общим в этих присоединениях было то, что все они превращали провинциальные поселки в столичную Москву: увеличивалась этажность, исчезали скверы и растворялся в городской среде дух пригорода. Таковы были условия жизни на тот момент. Сейчас условия и, что самое главное, возможности другие. И ими нужно воспользоваться. Пригород может быть превращен в пригодную для нормальной жизни среду обитания, а освободившийся от вечной стройки центр со временем станет просто историческим.

Конечно, объединение не бесспорно, но тем и интересно. Кроме финансовых и социальных вопросов есть еще и политические. И укрупнение регионов федеральной властью (в число которых может войти и Москва) задумано с политической целью. В предвыборных речах некоторых политиков уже озвучены идеи совмещения постов столичного мэра и губернатора Подмосковья. Но это тема другого материала.

Площадь Москвы - 1,05 тыс. км2

Площадь Парижа - 105 км2

Площадь Манхэттена - 59 км2

Площадь Московской области - 46 тыс. км2

Площадь "большого Парижа" - 12 тыс. км2

Площадь Нью-Йорка - 785 км2

Объединение Москвы и области позволит:

а) ликвидировать разницу в доходах между жителями столицы и пригорода,

б) решить транспортную проблему,

в) перераспределить трудовые ресурсы,

г) упорядочить строительство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно