ФАВОРИТОМ и лауреатом XIV Открытого российского кинофестиваля ("Кинотавра") стал фильм-дебют актера и продюсера Геннадия Сидорова "Старухи". И это показательно. Во-первых, наконец-то совпало мнение по поводу главного приза вечных оппонентов-критиков и жюри. Во-вторых, "Золотую розу", главную награду, вручили новичку в полнометражном игровом кино. А ведь в конкурсе были фильмы Рязанова, Абдрашитова, Мельникова, Дружининой... Я не принадлежу к безоговорочным поклонницам "Старух", но в оригинальности картине не откажешь.
Заброшенное село в центре России, где доживают свой век несколько старух да Миколка, деревенский дурачок (в потрясающем исполнении Сергея Макарова - человека, как бы поделикатнее выразиться, не совсем здорового, актера, играющего в театре простодушных, это его дебют в кино). Старух колоритных, бойких на язычок, неунывающих, с их матерщинкой, самогонкой, поэмами собственного сочинения и озорными частушками. Это реальные бабушки, кто из-под Орла, кто из-под Костромы. Актриса одна - Валентина Березуцкая, и ей удалось умело "затеряться", быть органичной среди своих живописных и раскованных товарок. Соединение реальных людей и актеров, съемки "под документ" - дело сложнейшее и рискованное. Неправду, фальшь, лубок чувствуешь тотчас же. Любая придумка рядом с правдой почти всегда проигрывает. Получилось у Шукшина в "Калине красной" со старушкой, матерью Егора, у Кончаловского - в "Асе Клячиной". У Сидорова получается не всегда - "швы", бывает, видны, натяжки. А сюжет - драматический. В деревушку поселяют семью беженцев из Средней Азии. Работящих, чистоплотных. И начинается в старушечьей "коммуне" новая жизнь - рядом с "азиатами", и в ней достаточно будет трагического и смешного: жанр определен как трагикомедия. Наш кинематограф уже настолько держит нас в нервном напряжении, что так и ждешь, что фильм закончится бедой. Финал и должен был быть жестким: тема-то больная. Но в итоге был придуман совсем по-иному, светло. Правда, жизнь в том краю с финальными титрами картины не заканчивается...