Примерное время чтения: 5 минут
110

Новая привилегия "Аэрофлота" - конкурентоспособность

В N 30 газета "АиФ. Москва" под рубрикой "К 80-летию Аэрофлота" предоставила слово известному экономисту Гавриилу Попову, выступившему со статьей, посвященной нашей авиакомпании. Читая статью Г. Попова, трудно взять в толк, что это - жалоба обиженного пассажира (а такие, безусловно, бывают, поскольку услугами "Аэрофлота" только в прошлом году воспользовалось 5,5 млн. чел.) или анализ опытного экономиста положения в гражданской авиации своей страны. К сожалению, не получилось ни того, ни другого. Никто из летного и наземного персонала компании не смог вспомнить, чтобы автор обращался к нам с какими-либо претензиями, а возможности для этого есть: это и телефон доверия "Аэрофлота" - московский номер 752-90-73, и книга пожеланий на борту каждого лайнера. А что касается анализа, хотелось бы ответить на упреки Гавриила Харитоновича.

Оседлав своего любимого коня, Г. Попов упрекнул "Аэрофлот" в монополизме. Так и хочется спросить автора, где он находился последние десять лет и читал ли в течение этого времени газеты. Мало того, сегодня у "Аэрофлота" нет ни одного направления, где бы ему не приходилось соперничать с другими, в том числе зарубежными перевозчиками. На российском рынке действуют две с половиной сотни авиакомпаний! На самом деле большое количество авиаперевозчиков не является благом ни для экономики, ни для общества в целом. Сфера авиаперевозок весьма специфична, и поэтому правила, которые хороши для сферы бытового обслуживания, тут не всегда годятся. Когда в городе много прачечных, это замечательно - цены становятся ниже, качество - выше. А вот на воздушном транспорте все иначе. Когда в начале 90-х на месте союзного "Аэрофлота" возникло более 400 новоиспеченных авиакомпаний, число авиапроисшествий и катастроф подскочило в десять (!) раз. Вот она - цена псевдоконкуренции в воздухе.

В Европе это уже давно поняли, поэтому в каждой из развитых стран Запада обычно существует одна не монопольная, но очень мощная авиакомпания, на долю которой приходится львиная доля перевозок, а все остальные являются фидерными, то есть подпитывающими этого гиганта. Так, "Аэрофлот" сегодня имеет долю около 40% международных перевозок из России. А "Эр Франс" - во Франции, "Люфтганза" - в Германии и "Бритиш Эруэйз" - в Великобритании обслуживают до 70-80% национального рынка, и это считается совершенно нормально (по тому же пути, кстати, после известных кризисных событий пошло развитие и американского рынка). Европейские экономисты прогнозируют, что через несколько лет в Европе вообще останется не больше 3-4 ведущих авиакомпаний.

Что же касается монополизма, то он в сфере нашего бизнеса действительно существует, причем "Аэрофлот" является непримиримым борцом с этим явлением. Монопольно устанавливаются цены на авиационное топливо, расценки на аэронавигационное (и даже метеорологическое) обслуживание, аэропортовые сборы, квотируются частоты и маршруты. Зачастую все это принимает формы настоящего рэкета и административного произвола, но мы в большинстве случаев оказываемся бессильны и вынуждены платить эти поборы.

Особые нарекания вызывают у Г. Попова принципы формирования "Аэрофлотом" его маршрутной сети. Так, автора статьи чрезвычайно возмутило, что "Аэрофлот" отказался от маршрута Москва - Катманду: "Отмены этих рейсов должны заинтересовать прокуратуру: почему "Аэрофлоту" не нужны доходные рейсы?" Не знаю кому, а "Аэрофлоту" этот маршрут приносил одни только убытки. Загрузка на рейсе Москва - Катманду не превышала 50%, а себестоимость была высокой. Но было бы ошибкой утверждать, что "Аэрофлот" озабочен только прибылью. Мы в полной мере осознаем ту огромную социальную ответственность, которую налагает звание национального авиаперевозчика, и делаем все, чтобы оправдать ее. Так, с 1 июля "Аэрофлот" увеличил частоту полетов в Калининград до четырех ежедневных рейсов, причем билеты на них стоят дешевле железнодорожных! Ясно, что это не даст нам прибыли, скорее наоборот, но в данном случае забота о согражданах, оказавшихся фактически отрезанными от остальной России, перевесила коммерческие расчеты.

Я надеюсь, что "Аэрофлот" будет вызывать у своих пассажиров все меньше нареканий и все больше позитивных эмоций. Мы - сервисная компания и рады выслушать любые соображения и замечания по поводу нашей работы всегда и от любого пассажира. Но хотелось бы, чтобы они были объективны и профессиональны, если уж затрагиваются масштабные и серьезные вопросы целой отрасли. Мы не ставим задачей доказать, что "Аэрофлот" лучше всех на свете, или то, что у нас нет недостатков. Конечно, мы стремимся к идеалу, прилагаем максимум усилий, чтобы двигаться в этом направлении. Мы готовы конкурировать. Сегодня это единственная возможность сохранить присутствие российского флага на мировом рынке авиаперевозок. Мы рады, что к "Аэрофлоту" уже возвращаются те российские пассажиры, которые когда-то "убежали" на иностранные авиакомпании, а это говорит о многом.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно