СЕЙЧАС наши художники, живописцы, архитекторы рвутся со своим искусством за границу, во времена же Петра и Екатерины иностранцы стремились делать карьеру в России. Вот и архитектор Джакомо Кваренги применил свой художественный талант на российских просторах, благо разгуляться было где: строй - не хочу. 1 ноября 1784 г. Кваренги собрал вещи, погрузил в повозку беременную жену и отправился в поход. Обосновался в Санкт-Петербурге и начал творить. За 37 лет своей жизни в городе на Неве Кваренги сотворил немало: построил здание Академии наук, переделал каменный театр при Эрмитаже, создал ансамбль Александровского дворца, в центре Петербурга воздвиг Конногвардейский манеж, спроектировал Екатерининский институт и Смольный институт благородных девиц, соорудил Триумфальные Нарвские ворота. К Москве тоже успел руку приложить: Екатерининский дворец в Лефортове, Странноприимный дом на Садовой (ныне Институт им. Склифосовского), проект Гостиного Двора на Ильинке - все это тоже Кваренги.
То, что задумал, но не успел доделать обрусевший итальянец, через двести лет выставили в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: 130 графических работ, большинство которых привезены из муниципальных художественных собраний Кастелло Сфорцеско в Милане. Посетители ГМИИ в основном "подсаживаются" на московскую серию: проекты больниц, памятников театров, церквей, гостиных дворов, спецзаказы на постройку на Никольской улице дворцов графа Николая Шереметева и князя Александра Безбородко. Москвичи, посещающие экспозицию, Кваренги знают не очень хорошо, даже фамилию выговаривают с трудом - строил итальянец в основном для жителей Северной столицы, а Москву только проектировал. Но на выставку люди идут, потому что "интересно ведь посмотреть, что этот Кваренги мог сотворить из нашего города".