Примерное время чтения: 7 минут
192

неДОСТУПНЫЕ ДВОРЦЫ

Москва всегда была больше городом купцов, чем царей. Но это не значит, что дворцов в столице не строили. Царских резиденций было достаточно, но что самое главное - многие из них дожили до наших дней. И 18 апреля, в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест, наряду с музеями, театрами и старинными особняками, занятыми посольствами разных стран, бесплатно посетить можно будет и некоторые дворцы.

ТОЛЬКО в Лефортове сохранилось три дворца - Петровский (там с 1835 г. и по настоящее время находится Военно-исторический архив), Слободской (занимает МВТУ им. Баумана) и Екатерининский (расположена Академия бронетанковых войск). Петровский строился для сподвижника Петра I, адмирала Франца Лефорта. Новоселье во дворце в 1699 г. можно считать датой основания Немецкой слободы - района Лефортово. После смерти адмирала резиденция досталась другому царскому любимцу Меншикову, который надстроил второй этаж, крылья корпуса и парадные ворота. В таком виде здание дожило до наших дней. А частью дворцового комплекса его сделал Фёдор Головин, построив свой на другом берегу реки. Преемники Петра продолжали возводить резиденции на берегах Яузы. Анна Иоанновна произвела на свет летние и зимние дворцы - Анненгофы. Елизавета Петровна переименовала их в Головинские и обзавелась Зимним деревянным. При Екатерине II летний Анненгоф сгорел, а на его месте возник Екатерининский дворец. Возводили его 25 лет, закончив в год смерти императрицы. Павел I превратил его в казармы, а для себя построил Слободской дворец, объединив его с постройками Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Для того чтобы было удобно посещать резиденции на разных берегах Яузы, построили мост - сначала деревянный Солдатский, потом каменный Дворцовый, который теперь называется Лефортовским.

ЭТА некогда живописная территория (почти от Садового кольца до Третьего транспортного) прославилась роскошным дворцом и прекрасным ботаническим садом. Каменная усадьба и Нескучный сад появились в середине XVIII в. благодаря сыну знаменитого заводчика петровских времён Демидова. Лучшие садовники занимались здесь выращиванием уникальных растений. Хозяин ими так дорожил, что вместо копий римских статуй выставлял на клумбах спортивных мужиков, обмазанных мелом. Они "оживали" всякий раз, когда кто-то намеревался сорвать цветок. Прекрасно обустроенный демидовский дворец после смерти богатого вельможи сменил многих хозяев, пока всю недвижимость в Нескучном не купил Николай I для своей супруги Александры. Так прославился не только сад, но и дворец. Его стали называть Александринский. После Октябрьской революции сад стал частью Парка культуры и отдыха, а дворец сначала превратили в музей мебели, а потом отдали Российской академии наук. В настоящее время там размещается Президиум РАН.

КОГДА-ТО земли, на которых сейчас стоит Петровский путевой дворец, принадлежали Высокопетровскому монастырю - отсюда и название. Строить его начал Матвей Казаков по желанию Екатерины II как резиденцию русских царей. Совершая поездку из Москвы в Петербург и обратно, они имели обыкновение останавливаться здесь. После того как русские цари покинули Петровский замок, в него въехали военные. В 1920 г. Троцкий предложил устроить здесь дворец Красной авиации, позже переименованный в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Жуковского. Там военные и прожили почти 70 лет. Когда пришло время освободить здание памятника, они оставили после себя кучи мусора, типографию, производственные цеха. Поэтому первое время работы велись в основном по расчистке территории и разборке пристроек. На сегодняшний день отреставрирован фасад главного здания, что смотрит на Ленинградский проспект. Восстановлены башни и стены по периметру дворца. Закончены многие внутренние работы. Оказалось, во дворце есть на что посмотреть. Экскурсию можно начинать с первого этажа, чтобы по старинным лестницам подняться на второй. Камины, роскошные зеркала, медальоны с портретами русских царей. Купол зала в стиле Людовика XVI расписан в редком стиле гризайль (см. фото справа внизу). Предположительно все работы будут закончены к концу 2006 г. Тогда Петровский путевой дворец станет Домом приёмов для иностранных делегаций, приезжающих с официальным визитом в Москву.

БОЛЬШОЙ Кремлёвский дворец - уникальный, исторически сложившийся комплекс построек XIV-XX вв., включающий палаты и подклеты великокняжеского дворца рубежа XV-XVI вв., Теремной дворец первой половины XVII в. (два этажа которого завершались теремком с круглой смотровой башней), семь домовых церквей XVI-XVII вв. и здание дворца, построенное Константином Тоном в 1838-1849 гг. Дворец возвели из кирпича с каменной облицовкой, оформление анфилады парадных залов было посвящено важнейшим русским орденам: Георгиевскому, Владимирскому, Екатерининскому, Андреевскому и Александровскому. Перестройка здания в 1932-1934 гг. привела к утрате Андреевского и Александровского залов. Были разобраны их своды, устроено новое перекрытие и изменена форма верхних окон. В результате появился зал заседаний Верховных Советов СССР и РСФСР. На месте снесённого собора Спаса на Бору появился гостевой корпус, а на месте сломанного Красного крыльца - столовая. Все эти перестройки исказили исторический облик Большого Кремлёвского дворца, восстановление которого началось с воссоздания в 1993-1994 гг. Красного крыльца. Дворец нуждался в реставрации: за почти 500 лет существования фундаменты и основания подверглись существенной деформации. В середине 1990-х гг. президентом России был подписан указ о возвращении дворцу исторического облика.

ДОМ Пашкова знаменит больше, чем многие столичные дворцы. Доказательств того, что его придумал и построил Василий Баженов, вроде бы нет. Тем не менее его всё-таки принято считать творением известного архитектора. С 1861 г., времени, когда рукописная и книжная коллекция графа Николая Румянцева переехала из Санкт-Петербурга и окончательно обосновалась в Москве, дом Пашкова - публичная библиотека. Но судьба здания в последние годы была такой же печальной, как у многих царских резиденций: фасад желтел, стены трескались, лепнина отваливалась большими кусками. Прогуляться по территории запросто могли все желающие. Бомжи же частенько без приглашений и лишних формальностей оставались на ночь. Пару лет назад в Доме обосновались реставраторы. С момента начала работ восстановлен бельведер, усилены фундаменты, укреплены перекрытия выставочного зала главного здания. После реконструкции (её планируют закончить к концу 2007 г.) в самом доме Пашкова разместится культурно-выставочный комплекс, а во флигелях - различные отделы Российской государственной библиотеки.

ЭТОТ дворцовый комплекс также возводили по приказу Екатерины II. Василий Баженов начал строительство в Царицыне усадьбы в модном тогда мавританско-готическом стиле. Через десять лет были возведены Большой дворец, Хлебный дом, Оперный дом, Кавалерские корпуса, фигурные мосты через овраги, Виноградные ворота, галерея с аркой. Но летом 1785 г. осматривавшей строительство Екатерине дворец не понравился, и она приказала сломать его и построить новый. Матвей Казаков снёс баженовского предшественника, но достроить свой дворец ему также не удалось. После смерти Екатерины сооружения комплекса ветшали и разрушались. До первой четверти ХIХ в. гордостью Царицына оставались лишь парк и оранжереи. В 1836 г. предполагалось возвести здесь дворец для Николая I, однако и этим планам не суждено было осуществиться. В 1984 г. здесь открылся Музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, ставший в 1993 г. историко-архитектурным, художественным и ландшафтным музеем-заповедником "Царицыно". В настоящее время судьба заповедника меняется. Все работы по реконструкции музейного комплекса и парковой зоны, начатые Баженовым и Казаковым, планируется завершить к концу 2007 г.


С каждым годом список столичных достопримечательностей, входящих в реестр исторических и архитектурных памятников, доступных для посещения всеми желающими 18 апреля и 18 мая, в Международные дни музеев, расширяется. Пять лет назад таких зданий было не больше сотни. Сегодня - почти в два раза больше. Но попасть во многие из них всё равно невозможно. Нет, знаменитые музеи, галереи, выставочные залы, театры, дома культуры и даже церкви открыты. Правда, посетить их можно и в другие дни. С той лишь разницей, что придётся заплатить за вход. Занятые же госучреждениями и частными компаниями дворцовые здания, как правило, пускают к себе ограниченные группы по предварительной записи. Записаться же бывает чрезвычайно трудно, телефоны "рассекречивают" буквально накануне. Так что при всей видимой открытости дворцы остаются недоступными для москвичей и туристов, которые предпочитают замки Парижа. Может быть, и поэтому туристов, посещающих Москву, в десятки раз меньше, чем едущих во французскую столицу?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно