ЖИТЕЛИ большого города не знают, что такое безмолвие. Абсолютная тишина нам неведома. Более того, если поместить москвича в условия полной акустической изолированности, он, наверное, оглохнет. Услышит, как бежит кровь по сосудам, как бьется сердце, как работают мышцы и сухожилия, сглатывается слюна. С непривычки может возникнуть состояние оглушенности - такое же, как от воздействия самых громких звуков на городских улицах.
Звуки "М"
В НЕКОТОРЫХ научных исследованиях говорится, что городской шум крадет у людей здоровье, убыстряет процесс старения и сокращает жизнь как минимум лет на десять. В зонах шумового загрязнения от автотранспорта проживает 60% москвичей. И этот показатель почти в три раза больше, чем в среднем по России.
Понятно, что именно автомобили создают в городе основной шумовой фон. Считается, что безопасный уровень шума на улице (не вызывающий ощутимых последствий для здоровья) - это 50 децибел (дБ). На транспортных магистралях он достигает 90 дБ. Для московского метро характерный уровень шума - 90-100 дБ. У машинистов метропоездов медики выявляют ранние изменения в слуховых клетках уже после года работы. Если долго находиться в условиях повышенного шума, сначала возникает утомляемость, затем истощаемость органа слуха и, наконец, начинается повреждение клеток. (Столичные медики проводили эксперимент с беременными мышами. Животных возили в метро на протяжении нескольких часов. Примерно через 8 часов у них случался выкидыш.) Французские исследователи установили: при торможении скоростного поезда у пассажиров, стоящих на платформе, возникает ощущение резкого звукового удара интенсивностью в 100 дБ - подобно удару хлыста. Европейцы, заботящиеся о своем здоровье, придумали такое устройство, которое, "чувствуя" за километр подходящий к станции поезд, включает на платформе ритмичную музыку. Громкость увеличивается по мере приближения состава - тем самым пассажиров готовят к звуковым перегрузкам, и они воспринимают их не столь болезненно.
Громкий шепот
КАКИМИ недугами может обернуться пребывание в зонах шумового загрязнения? Ведь громкий, запредельный звук вызывает у нас рефлекс, подобный первобытному, - драться или спасаться бегством. В кровь сразу впрыскивается адреналин, и, если это происходит слишком часто, человеку грозят психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания и прочие "болячки урбанизации".
"Мы живем в мегаполисе, а значит - в условиях хронического стресса. У человека в такой ситуации обостряются все пороги чувствительности, может развиться гиперакузия, то есть повышенная возбудимость на любой раздражитель, в том числе звуковой, - говорит врач-оториноларинголог-сурдолог, член Американской ассоциации по проблемам шума в ушах Марина Паукова. - Представьте, у человека бессонница. Он хочет спать, но не может: его органы слуха реагируют на любой, даже слабый звук. Кашлянул сосед за стенкой, ребенок зашевелился в кроватке. Если для нормального человека порог дискомфорта составляет 90 дБ (громкий уличный шум), то при так называемом уменьшении динамического диапазона могут казаться неприятными звуки громкостью в 60 дБ - это уровень обычной разговорной речи. А если диапазон снизится до 40 дБ, вас будет раздражать и шепот. Это феномен ускоренного нарастания громкости". Добавим сюда и такой фактор, как готовность к раздражителю. Автосигнализация, которая может сработать во дворе среди ночи, телефон, готовый зазвонить в любую минуту, - если вы ловите себя на мысли, что ждете этих звуков, пора задуматься о нервной системе.
В принципе "отключить" слух невозможно. Он всегда начеку, всю нашу жизнь - и тем отличается от зрения, которое хотя бы во сне отдыхает. Орган слуха (по-научному он называется "слуховой анализатор") по-своему мудр, у него есть резервные механизмы, которые помогают не истощаться. Скажем, приходя домой, вы сначала слышите шум холодильника, а потом перестаете его замечать. Как и тиканье часов. Центральная нервная система отфильтровывает эти звуки как неинформативные, бесполезные. То же самое касается шума от проезжающих за окном автомобилей, трамваев и поездов. Мы привыкаем не слышать их. "Но резервные механизмы изнашиваются. На определенном этапе изменения в органе слуха могут стать необратимыми, - утверждает Паукова. - Сейчас одной из "болезней цивилизации" является субъективный шум в ушах - на него жалуется в среднем 17% населения. Он встречается при разных болезнях и патологиях, и причины его однозначно назвать нельзя. Тем не менее ясно, что они кроются в центральных отделах слухового анализатора - в корковых и подкорковых структурах. И что у человека, живущего в большом городе, испытывающего постоянный стресс, этот симптом встречается чаще.
Субъективный шум в ушах - тиннитус (от латинского tinnio - звонить) - это когда человек вдруг начинает слышать звуки, реальный источник которых установить не представляется возможным. Это не банальный звон ("угадай, в каком ухе звенит"), а нечто навязчивое, похожее на слуховую галлюцинацию. Кому-то мерещится гул проводов, кому-то - пение цикад. Если субъективный шум в ушах случается чаще чем 5 раз в день и длится свыше 5 минут, пора идти к сурдологу или отоневрологу, т. к. это не исключает заболеваний головного мозга.
По мнению медиков, подобный симптом носит социальный характер. И чаще встречается у людей, ведущих напряженный образ жизни. В 40% случаев это форма скрытой депрессии. А для некоторых людей субъективные шумы бывают настолько мучительны, что приводят к попыткам самоубийства. Частыми пациентами у столичных специалистов-сурдологов стали посетители дискотек. Жалуются на звон в ушах. Выясняется, что налицо снижение слуха на высоких частотах, а именно с этого начинается тугоухость. "На дискотеках уровень шума достигает 120 дБ - как у двигателя самолета! Или плеер - он на максимуме дает 100 дБ. Более часа послушаешь, и начинается пагубное воздействие на рецепторные клетки слуховых органов", - говорит Марина Паукова.
Под крылом самолета
НЕ ПОЗАВИДУЕШЬ и москвичам, живущим в зонах шумового воздействия аэропортов. А это 10% территории города. Жители Теплого Стана и Солнцева слышат звуки "внуковских" самолетов. Зеленограду "достается" от "Шереметьева". Всего в зоне авиационного шума находится около 300 населенных пунктов московского региона. К сожалению, никто не обследовал жителей Подмосковья, чьи дома располагаются "под крылом самолета".
Зато есть данные по Европе. После того как рядом с Амстердамом был построен аэропорт "Схипхол", медики обнаружили, что в ближайшем городке Цваненбурге жители стали в 1,5 раза чаще покупать снотворные препараты. Вдвое увеличилось и число сердечных заболеваний. Немцы обследовали детей, которые живут в окрестностях мюнхенского аэропорта. Выяснилось, что у них повышенная утомляемость: ребятня хуже усваивает учебную программу, плохо понимает учителей и не может решить элементарных задачек.
А в Италии жители подали иск о компенсации за моральный и физический ущерб местной типографии - спать по ночам не давала. И суд обязал типографию выплатить каждому жителю района по 4 тыс. евро. И у москвичей есть законное право привлечь к ответственности тех, кто по ночам спать не дает. Скажем, владельцев кафе по соседству с домом, где до самого утра играет громкая музыка. Правда, для этого надо писать заявление в Госсанэпиднадзор, терпеть прочую чиновничью волокиту... Не каждый вынесет. Медики советуют от "агрессии звука" в условиях города спасаться с помощью релаксации. В домашних условиях этому можно уделять 15 минут в день. Ставим запись природных шумов (морские волны, пение птиц, шелест листвы - таких кассет сейчас много), делаем дыхательную гимнастику... И шумный мегаполис побежден. Во всяком случае, до утра.