НА МАЛОЙ сцене "Сатирикона" смоленский режиссер Игорь Войтулевич поставил спектакль по пьесе Хуана Хосе Алонсо Мильяна "Цианистый калий ... с молоком или без?". Правда, такое название режиссеру не приглянулось, и он поменял его на интригующее "Эстремадурские убийцы", что точнее отражает суть дела.
ВОЙТУЛЕВИЧ придумал резкий, грубоватый спектакль в стиле уличного балагана. Нужный тон задает простой прием: выходящие на сцену артисты вначале представляются и дают краткую характеристику своего героя, а потом с ходу влетают в действие (особенно забавно это смотрится, когда персонаж появляется почти перед самым финалом). "Черная", даже "чернушная" комедия о семейке, проживающей в глухом испанском городишке под названием Эстремадура, у Войтулевича превратилась в едкое насмешничанье над провинциальностью как таковой. Причем провинциальностью не столько географической, сколько душевной.
Уродство становится как сутью истории, так и внешним средством выражения. На сцене - эдакий парад-алле калек (и одновременно феерический комплект актерских мини-бенефисов): мамаша, донья Адела (Сергей Дорогов), прикована к инвалидной коляске, ее дочь Лаура (Анна Буданова) - агрессивная старая дева с суицидальными склонностями, младшая дочурка Хустина (Марина Иванова) - и вовсе умственно отсталая, а ее ушлый муженек Льермо (Андрей Оганян) - контрабандист. С каждой минутой количество страшных и смешных ситуаций растет в геометрической прогрессии. И уже перестаешь удивляться тому, что местный сексуальный маньяк по прозвищу Эстремадурский сатир (Владимир Михайловский) оказывается добропорядочным семьянином, а симпатичный племянник доньи Аделы Энрике (Яков Ломкин) таскает за собой в качестве багажа расчлененный труп мужа своей избранницы Марты (Ольга Чудакова). В здешней атмосфере, где даже воздух заражен вирусом безумия, где инстинкты - только звериные, а судьбы - только разбитые, не может быть иначе. Ибо выжить и сохранить рассудок, оставаясь на этой земле, невозможно. А удивительное жизнелюбие дедушки сего семейства, дона Грегорио (Михаил Вандышев), чьей смерти с таким упоением все ждут, а он возьми да и сбеги прямо из гроба, прихватив с собой молодую любовницу и семейные сбережения, - мало кому свойственно. И в финале, когда затюканная домочадцами Хустина угощает всех отравленным кофе, осознаешь, что этот выход для них - единственный из возможных. От судьбы не уйти.