Примерное время чтения: 4 минуты
62

Полигон

ВСЕГО в 70 километрах от Москвы недалеко от города Дмитрова находится уникальный Научно-исследовательский центр по испытанию и доводке автомототехники. Вот уже более 35 лет здесь испытывают автомобили, чтобы обнаружить дефекты и спасти от них нас - потребителей.

Манекен у "черного" ящика

ПЕРВОЕ испытание для автомобиля на полигоне - крэш-тест. Моделируются всевозможные аварийные ситуации. На водительском и пассажирских местах - манекены. Причем не те, которые стоят в витринах магазинов, а особые. И дорогие. Например, манекен для фронтального удара стоит 52 тыс. долл., универсальный, подходящий для испытания всех видов столкновений, - 85 тыс. долл. Манекены облеплены датчиками. Они "сообщают" информацию о полученных при ударе травмах специальному "черному" ящику. Но вот манекены "расселись", автомобиль выкатывают на исходнуют точку. Электрическая лебедка за секунды разгоняет автомобиль до 65 км/ч, и только что блестевшая заводской краской машина превращается в ржавую "лепешку". Зрелище не для слабонервных. Поэтому сам собой рождается вопрос: какой автомобиль считается самым безопасным? Заведующий лабораторией Михаил Лыюров ответил: "Самого безопасного не бывает. Можно говорить только о самом травматическом. И вот здесь первое место во всех сводках занимает "Ока".

Понятно, что после крэш-теста манекены выглядят далеко не "огурцами". Поэтому их осторожно вынимают и отправляют в специальный цех по калибровке. Там их разберут, каждую деталь откалибруют отдельно - голова, колено, голень, ступня. Затем чучело соберут заново и откалибруют в целом. Каждое испытание с подготовкой, обработкой данных и калибровкой занимает в среднем четыре дня. Ну а автомобили - участники крэш-теста увозят на переплавку.

Доброволец на ухабах

И ВОТ, наконец, удалось выехать на сам полигон. Он расположен на площади в 220 га. Здесь испытывают все виды автотранспорта. При нас по ухабам скакали новый пассажирский автобус и новый джип "БМВ". Воспроизведены различные виды дорожного полотна - проселочная дорога, гравий, малый булыжник, большой булыжник, бельгийская дорога, мокрый и сухой асфальт. Имеется и горный серпантин. Я решил испытать "прелести" автополигона с помощью редакционной машины. За рулем старого потрепанного "Ниссана" почувствовал себя настоящим Джеймсом Бондом. Представьте: дорожный серпантин резко перешел в грунтовую прямую, затем я вылетел на дорогу, мощенную булыжниками, а еще через километр слетел под "горку" в 70°. Испытатели говорят, что, когда сами садятся в новое авто, обязательно надевают корсет, а то "очень скоро можно и самому попасть "под списание", как выразился испытатель по имени Геннадий. В самом начале трассы он меня напутствовал так: "Помни, что все средства пассивной безопасности начинают работать только после того, как пристегнешься ремнем безопасности".

Другое "чудо" полигона - аэродинамическая труба, построенная еще в 1986 г. и стоившая около 30 млн. долл. С ее помощью изучается влияние внешних и внутренних воздушных потоков на автомобиль, его шумоизоляция, устойчивость, расход топлива и т. д. А еще в этой трубе испытывался макет... храма Христа Спасителя. Нужно было проверить устойчивость главного купола перед ветреными потоками разной силы. Одно испытание в аэродинамической трубе стоит 1,5 тыс. евро.

Как рассказал главный директор полигона Владимир Котляренко, из бюджета для работы испытательной базы они получают всего 3%, остальные деньги зарабатывают сами - испытаниями. 3 млн. долл. в год! Но этих денег едва хватает на поддержание всей инфраструктуры, поскольку НАМИ (Научный автомоторный институт) собственных автоновинок не производит, испытывает в основном машины, запускаемые в серийное производство. А может быть, отдать полигон в частные руки? "Даже и не думайте, - возмущается Владимир Иванович. - Тогда вся система лицензирования перейдет на конвейер и начнется бардак - взятки, полуфабрикатные машины. Да и в частных руках полигон вряд ли просуществует долго - все под горнолыжные трассы переделают. Ведь здесь ландшафт почти как в Швейцарии!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно