В Москве и области порядка 1 млн. незаконных мигрантов
У нашей миграции русскоговорящее лицо
Милиционеры рвут документы на глазах их владельцев
ВЫ ЗАМЕТИЛИ? Вдруг на столбах появились объявления о том, что сдаются квартиры. Это значит, что с приходом зимы в столице наступил "миграционный перерыв": большинство приезжей рабочей силы отправилось отдыхать на родину. Но это затишье перед бурей. Как только в наш город снова придет весна, на столичные вокзалы в поисках заработка начнут толпами прибывать гости из ближнего зарубежья. И городские власти вновь вступят в бессмысленный бой с мигрантами.
Чужие, но свои
ВПЕРВЫЕ с проблемой незаконной миграции мы столкнулись в начале 90-х. С тех пор столица нажила довольно стабильный количественный состав: ежегодно в Первопрестольной и ее окрестностях трудятся от 800 тыс. до 1 млн. нелегалов. И эта цифра с каждым годом исправно растет, причем так стремительно, что уже на сегодняшний день Россия вырвалась в число мировых лидеров по количеству незаконных мигрантов.
Все цивилизованные страны страдают от наплыва нелегалов, вводят жесткие меры для противодействия этому процессу. Но в отличие от других стран наша миграция имеет свое собственное лицо. И в прямом и в переносном смысле. Как ни крути, а почти все, кто приезжает в Москву на заработки, - наши бывшие соотечественники. Молдаване, украинцы, белорусы еще в союзные времена работали на московских стройках, ставили частные дома и дачи. И для многих из них остается загадкой: что же такое произошло, из-за чего им теперь нельзя приезжать в Россию, спокойно ходить по улицам (как в той же Украине русским) и по магазинам. Конечно, нелегальная миграция не однородна. Не будем забывать, что 40% преступлений в Москве совершают приезжие. Но, может быть, стоит отделить "котлеты от мух"?
Штраф на въезд
СУДЬБА тех, кто приезжает сюда честно заработать, незавидна. Нанимая строителей, заказчик, как правило, отнимает у рабочих паспорта. Платит копейки. Некоторым везет: им разрешают жить в строящемся доме. Чаще же вся строительная бригада ночует во времянке. Денег на питание практически не выделяется. Доходит до того, что хозяин подкидывает по 50 руб. на человека в неделю (хватает только на макароны и чай). Вторая беда после нанимателя у мигрантов - милиция. У нее свой закон: наличие регистрации в руках у мигранта вовсе не освобождает его от уплаты штрафа в карман милиционеру. А если человек не согласен с такой "буквой" закона, то регистрации, как и паспорт другой страны, рвут у человека на глазах. Доходит до абсурда. В редакцию пожаловались рабочие-таджики, уезжавшие с Казанского вокзала домой. Перед вагоном их остановили милиционеры, потребовали предъявить регистрацию - у уезжающих! - и содрали, как водится, штраф.
Эти люди на московской земле не защищены никакими правовыми актами, не имеют никакой социальной поддержки и не могут воспользоваться медицинскими услугами в случае необходимости. А работодатели - шикуют от полной безнаказанности: найти дешевую рабочую силу - не проблема, кто-то заболел - на его место тут же встанет другой. Недавно в Германии хозяина, который взял на работу нелегалов, заставили заплатить штраф в несколько сот тысяч евро.
Легализовать?
А ТЕПЕРЬ посмотрите еще раз на цифры, которые упоминались в этом материале. Количество мигрантов - людей, которые ХОТЯТ РАБОТАТЬ, зашкаливает в Москве за полмиллиона. И в то же время мы имеем более 160 тыс. свободных рабочих мест, на которые столичные жители никогда не согласятся (причем здесь не учитываются места, которые заполняют те же приезжие на стройках). Например, зарплата водителя составляет порядка 15 тыс. руб. Имеющиеся вакансии никак не удается заполнить. "Даже на такие деньги мы не можем набрать москвичей и жителей Подмосковья, - говорит депутат МГД Михаил Вышегородцев. - Это связано с очень тяжелым графиком работы. Надо вставать в 3-4 утра. И слишком большая ответственность ложится на плечи водителя. Сама работа не из легких: нельзя отлучиться и постоянно проверяют всевозможные инспекции. Поэтому в основном работают приезжие". И несмотря на это, трамваи, троллейбусы и автобусы ходят по графику. Так, значит, у нас есть уже положительный опыт работы с приезжими. Давайте посмотрим на схему Мосгортранса. По неофициальным данным, до 70% водителей - иногородние. Человек, приехавший на заработки, приходит в отдел кадров одного из троллейбусных, автобусных парков либо трамвайного депо. Его документы и водительское удостоверение тщательно проверяются. Если все в порядке, Мосгортранс начинает оформлять регистрацию для нового работника. Человеку даже предоставят место в общежитии, если там есть места. Многие снимают квартиры.
А если распространить эту систему на всех приезжих? Сейчас на границе они обязаны заполнить карточку иностранца. Допустим, они честно написали, что приехали временно, на работу. Дальше их путь лежит на биржу труда, где людей регистрируют и вносят в компьютерную базу данных. С одной стороны, проверяют человека на криминальный "след", с другой - подбирают ему подходящую работу. Можно и жилье предоставить - место в общежитии. Их в Москве достаточно, только дань с них за незаконное заселение получают "крыши", а живут там в основном лихие заезжие торговцы, которых крышует братва. Кстати, эта схема поможет и налоги в бюджет собирать, чтобы найти деньги на работу с приезжими. А также систематизирует наем приезжих на ремонт и строительство частных квартир. Согласитесь, москвичи согласятся лучше находить рабочих через биржу труда, чем отлавливать их вдоль дорог на стихийных рынках.
Михаил АНТОНЦЕВ, председатель Комиссии МГД по социально-трудовым отношениям и занятости:
- ОДНА из самых актуальных для города проблем - регулирование притока иногородних и иностранных работников в столицу. Лимит в различных проявлениях существует во всех странах мира и регулируется либо городскими законами, либо исполнительными органами власти. А введение лимита федеральными властями признано недемократичным. Но Москве требуется отлаженная система, регулирующая все отношения в этой области. Во-первых, необходимо ужесточить контроль за рабочими местами, следить за условиями труда и отдыха каждого приглашенного рабочего. Ведь очень много иногородних сотрудников гибнет из-за элементарного несоблюдения техники безопасности. Во-вторых, каждому приезжему должен быть обеспечен гарантированный уровень зарплаты. Например, в Шанхае фирма, прежде чем приглашать людей, должна, согласно законодательству, оформить множество справок, подтверждающих ее способность предоставить рабочему жилье, выплатить фиксированную зарплату и обеспечить соответствующие стандартам условия труда. Строгость законов на этот счет устраивает и работодателей, и сотрудников. Но для решения проблемы в Москве необходимо прежде всего передать подобные вопросы в ведение города, а не обсуждать их на федеральном уровне, как это происходит сейчас.
Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ, депутат МГД:
- У НАС не один год работала комиссия по квотированию рабочих мест. Например, строительный департамент запрашивал квоты у этой комиссии на привлечение людей строительных профессий. Торговый департамент делал запрос на привлечение торговых работников. Все процедуры шли под присмотром Комитета труда и занятости. Раньше был избыток вакансий на строительные профессии, и мы не могли найти людей из Москвы и области. Привлекали иностранных работников. Но потом Комитет труда и занятости был ликвидирован, и теперь его функции возложили на федеральное министерство. Не стало и миграционного комитета, который, возможно, играл заглавную роль. А функции по вопросам регулирования столичной миграции сегодня переданы ГУВД и федеральному Министерству труда.
Должен сказать, что Москва в состоянии сделать всех мигрантов законными при условии, что этими процессами будут руководить несколько структур. Против этого выступают работодатели, которым выгоднее брать на работу нелегального рабочего, платить ему нелегально. Выгоднее еще и потому, что он работает далеко не 8 часов, а по 12 и без выходных. Проще для работодателя заплатить штраф или откупиться, чем собирать законные документы. Борьба с такими людьми пока неэффективна, но есть надежда, что в ближайшее время ГУВД примет ряд необходимых нормативных документов, ведь у нас отсутствует законодательная база. Комиссию по регулированию миграции удалили, а новую схему не придумали. Вот и получается, что одно и то же ведомство регистрирует, выдает разрешения, само же ловит и само же наказывает. Это неправильно. Пока не будет выстроена некая система - результата не будет.