В "ШТАТЕ" Центрального московского ипподрома, которому в следующем году исполнится 170 лет, числятся 800 лошадей. В том числе и президентская тройка.
Пять священных пород
ИППОДРОМ исконно занимается пятью породами лошадей: рысаками (русские, американские и самые древние - орловские), верховыми (чистокровные, выведенные в Англии) и арабскими. Сегодня 60% лошадей принадлежат частным владельцам, остальные - заводам-производителям. Для того чтобы отдать свою лошадь на ипподром (только там она может нормально физически и духовно развиваться), хозяин получает паспорт из НИИ коневодства, где подтверждена порода и чистокровность животного. Следующий этап - двухнедельный карантин для питомца и квалификация способностей. Норматив для средней необъезженной "двухлеточки" - прохождение 1600 метров не менее чем за 2 минуты 50 секунд. Не прошел - дается еще несколько попыток, если же опять результат неудовлетворительный - извините, ипподром не заинтересован в предоставлении места явному слабаку. Он не сможет достойно участвовать в бегах или скачках и не принесет никакого дохода как владельцу, так и самому ипподрому.
Иметь своего рысака - признак благосостояния. Цены за одну скачущую единицу разные, все зависит от породы, родословной, возраста ну и результатов, конечно. Среднего рысака в возрасте1,5 лет можно приобрести за 1,5 тыс. долл., трехлетний рысак-рекордсмен обойдется уже в несколько млн. руб. (Потолка в конном бизнесе нет. На данный момент самая дорогая лошадь, родом она из Ирландии, находится в Японии. Это английская скаковая ценой в 64 млн. долл.)
На содержание лошадки в месяц потребуется около 200 долл. В жизни непарнокопытного теперь помимо владельца появляются новые лица - тренер, помощник тренера, наездник, конюхи. Они следят за лошадью, ее кормлением, ветобслуживанием и тренировками. Ежедневный рацион включает в себя 6 кг сена и столько же овса. Иногда балуют животных пищевыми добавками, например, семя льна делает шерсть лошади более шелковистой. Ни в коем случае животное нельзя поить водой после бегов - этому в первую очередь учат всех новичков. Лошадь не знает меры в утолении жажды - начав пить, не может остановиться. Тренировки в день занимают около 40 минут. Существуют и два выходных дня - все, как у людей. Но в отличие от нас в субботу и воскресенье четвероногим скакунам и рысакам приходится попотеть в борьбе за призовое место (с 1-го по 4-е).
Подарок на копытах
ЧТО ЖЕ касается президентских лошадей, то записаны они как питомцы администрации президента. Все расходы, связанные с арабской тройкой, взяла на себя именно эта организация. "В марте 2002 г. король Иордании Абдалла II подарил Путину двух скакунов - Хакима и Ма Ароуфа и одну кобылу - Айзис. Все лошади попали к нам в довольно зрелом возрасте, поэтому к ним нужен совершенно иной подход, нежели к молодняку, - говорит тренер Магомед Каппушев. - Оседлать лошадь в принципе можно в первый же день знакомства и сразу же выехать на ней в поле. Только это подход непрофессионала. Такими действиями можно сломать это хрупкое создание, даже не столько физически, как морально. Поэтому сначала приучаешь лошадь к себе - совершенно чужому для нее существу. Подносишь ей пищу, балуешь изредка изюмом, потом она начинает подпускать тебя ближе и позволяет себя вычесать и вымыть - это уже практически самые доверительные отношения. Постепенно приучив лошадь к седлу, совершенно инородной и непривычной для нее вещи, седлаешь ее и - на тренировки, главное - не переборщить! У меня ко всем абсолютно индивидуальный подход". Для таких лошадок и сервис совершенно другой - не меньше 350 долл. в месяц. Когда Владимир Путин был на ипподроме в прошлом году, то знакомую тройку оценил по достоинству, но "видно, - отметил Магомед, - что на уровне любителя".