ОЧЕВИДНАЯ нехватка качественной драматургии приводит к ситуации парадоксальной и несправедливой: одаренные режиссеры и актеры вынуждены как-то этот кризис оправдывать и расцвечивать. Худрук Театра им. Вл. Маяковского Сергей Арцибашев (он "тянет" сегодня два коллектива - этот и тот, что "На Покровке") обратился к западным пьесам невеликой, что уж говорить, глубины. Последняя премьера - "Развод по-женски", авторша - Клер Бут Люсс...
Что сказать? Начну с конца, тем более что среди набора банальностей и пошлостей, коими начинена пьеса, нам поведают, что "конец - это самое важное". Рядом со мной в зале две немолодые дамы сочувственно вздыхали и бурно аплодировали посреди действия: "Да, это жизненно..." Сюжет, замечу в скобках, поражает "свежестью": супруг изменяет доверчивой и любящей супруге с молодой хищницей, итог - развод. Еще одно мнение, уже в гардеробе: "Ну а что? Легкий, хороший, простой спектакль". "Да уж, прививают нам усиленно Америку", - проворчал оппонент.
К середине пьесы, истомившись ожиданием глубин, к которым привыкла в постановках тонкого и умного Арцибашева, интерпретатора Чехова и Тургенева, Шекспира и Булгакова, Вампилова и Арбузова (это все "На Покровке"), пришла к нехитрому выводу: да это же все не всерьез! Вот такое вот аляповатое, вызывающе яркое зрелище - "Нате!" Два с лишним часа хорошие актрисы театра Галина Беляева, Галина Анисимова, Ольга Прокофьева, Дарья Повереннова и другие (всего на сцене 24 дамы) изо всех актерских и женских сил пытаются оживить и очеловечить этот кукольный театр, где героини два часа с лишним злословят, интригуют, сплетничают, лопаются от зависти друг к другу и меняют наряды, демонстрируя плечи, ножки и даже частично прикрытые филейные места. А еще напевают импортные шлягеры и наигрывают на музыкальных инструментах. В общем, фраза из пьесы: "Девочки глупые и постоянно болтают, болтают". Но ведь "по умным женщинам никто не скучает", верно? Словом, зрители-мужчины убедятся еще раз в коварстве и лживости дам. Дамы, соответственно, - в непостоянстве мужчин, этих грубых животных, которым "нельзя доверять - им нужно только это". Но главное - "найти мужчину, который оплачивал бы твои счета". Впрочем, как показывают пьеса и постановка, и это не гарантия женского счастья, поиски которого вечны, а значит, вечны и подобные спектакли, веселые и немудрящие.