Примерное время чтения: 3 минуты
192

Сливу - нет!

ПРЕДСТАВЬТЕ себе 10 железнодорожных составов с цистернами отработанного автомобильного масла. Приблизительно такое количество опасной для окружающей среды жидкости, по оценке экологов, ежегодно выливается на землю (а то и в воду) в Москве и ближайшем Подмосковье. Виной тому - отсутствие цивилизованного рынка утилизации автомобильных масел, специальных жидкостей и масляных фильтров.

ПО СТОЛИЧНЫМ дорогам бегает порядка 2,5 млн. автомобилей. Поскольку одному "железному коню" требуется в среднем 3,5 масляного фильтра в год, нетрудно подсчитать, что ежегодно "автопарк" города Москвы потребляет их в объеме более 9 млн. штук. А моторного масла - 45 тыс. тонн. Увы, только половина этого масла меняется на сервисах и пунктах техобслуживания, после чего утилизируется. Оставшуюся половину автовладельцы заменяют сами. Куда девают образовавшиеся отходы? Догадаться нетрудно: фильтр - в мусорный контейнер, масло - в канаву, а то и под дерево. "В среднем наш "самоделкин" выливает в канаву 5 литров масла. А оно в природе перерабатывается на протяжении 40-100 лет, - поясняет директор предприятия, занимающегося сбором и установкой фильтров, Сергей Макаров. - Масляные фильтры, попадая в окружающую среду, вызывают эрозию почвы, а само масло просачивается в грунтовые воды или в открытый водоем".

Примечательно, что закон не обязывает горожан собственноручно сдавать в утиль отработанные масло и фильтр. Сочтя это обыкновенным мусором, автовладелец имеет право выкинуть фильтр в контейнер, после чего тот попадет на свалку, а значит, опасность проникновения масла в грунтовые воды сохранится. Как пояснили в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды, административные меры наказания предусмотрены лишь в том случае, если человек умышленно бросает масляный фильтр мимо контейнера, льет масло на газон и т. д. Тогда ему грозит штраф от 500 до 1 тыс. руб., но кто схватит его за руку? Экологическая милиция возле каждой урны не стоит.

В Москве есть сеть технических постов, где автомобилистам бесплатно меняют фильтры и масло при условии, что они здесь же купят новые. Отходы везут утилизировать на один из подмосковных заводов и платят за это деньги. Спрашивается, какая в этом выгода? А такая, что, согласно Московской экологической программе в сфере автотранспорта, предприятие имеет льготы по арендной плате за землю. Удобно обеим сторонам - и городу, и коммерсантам. Но сеть таких техпостов пока недостаточно развита в столице, а многие "самоделкины" о цивилизованной услуге не знают или не хотят знать. И по-прежнему сливают масло на землю. В лучшем случае - красят им на даче забор.

"Автомобилистов обязали проходить техосмотр, страховать машины, но почему-то до сих пор не ввели систему экологических талонов, - говорит Сергей Макаров. - А ведь это разумное решение проблемы, так поступают в развитых странах. Отработал масло - отчитайся, куда ты его дел. А работу по замене масла и фильтров следует возложить на лицензированные предприятия, под контролем экологических служб".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно