"СЕЙЧАС весь мир живет в долг", - заявила мне подруга и пошла в банк оформлять кредит. Ей до зарезу нужны были компьютер, телевизор и диван. "И хочу, чтоб это было сейчас, а не через 10 лет, когда состарюсь окончательно и буду хотеть только протертых бананов". По самым скромным данным, вместе с моей подругой договор на потребительское кредитование в стране заключило более 1 млн. человек.
УСЛУГА эта на нашем рынке достаточно новая. И по сравнению с зарубежными банками - достаточно дорогая. На Западе существует единая информационная служба, куда занесены злостные "невозвращенцы" кредитов. У нас такой пока нет. Поэтому банки борются с потенциальными должниками завышенными процентами и довольно крупным первоначальным взносом (примерно 20% от суммы). Или снижают процентную ставку за счет того, что несколько дней дотошно проверяют личность и платежеспособность "должника". Однако это не касается услуг экспресс-кредитования, где желаемую сумму вам предоставят за несколько часов. В основном это банки, сотрудничающие с магазинами по продаже бытовой техники. Покупателю, желающему, например, стать обладателем телевизора в рассрочку, придется заплатить одни из самых высоких процентов. И столкнуться с весьма неприятной неожиданностью.
В Московское общество по защите прав потребителей стали обращаться люди, купившие технику в рассрочку. В случае брака руководство магазина отказывалось поменять вещь на том основании... что деньги за нее еще не выплачены. "Люди покупают технику в известных компаниях, - рассказывает руководитель общества Надежда Голованова. - Естественно, оформляя кредит, никто не думает, что, может, покупка окажется с браком. И потом, услышав от менеджера, что неработающий утюг или стиральную машину нельзя обменять, расстраиваются и... ничего не предпринимают. В соответствии же с законом "О защите прав потребителей", ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО ОБМЕНЯТЬ ВЕЩЬ, КУПЛЕННУЮ В КРЕДИТ. Но для этого ему нужно потратить больше времени и сил. Как правило, руководство магазинов в этих случаях первым идет на мировую, не дожидаясь решения суда".
К сожалению, обычные граждане плохо разбираются в юридических и экономических тонкостях, поэтому часто попадают в неприятные ситуации. Собираясь оформлять потребительское кредитование, составляют впечатление о нем только из рекламных проспектов, в которых нарисованы "выгодные" цифры. Например, ряд банков указывает проценты от кредита и плату за ведение ссудного счета "всего 16% или 20%". Люди, не владеющие банковскими тонкостями, принимают эти проценты за годовые. Другая неприятность, которую можно "не заметить", - сроки возврата долга. Во многих банках за погашенный досрочно кредит взимается штраф. А в других, наоборот, при малейшей задержке требуют вернуть всю сумму сразу. Для того чтобы избежать неприятностей, нужно внимательно прочитать договор. Желательно не в банке, а дома. Просчитать самому проценты и суммы. А еще лучше - обратиться к юристу. Консультация у столичных адвокатов стоит примерно 200 руб.