Примерное время чтения: 3 минуты
92

Большой наклонился по-большому

НЕДАВНО обрушились фрагменты лепнины над главным входом в Большой театр. Как выяснилось, колонны главного портика накренились в сторону Театральной площади. Отклонение от оси составляет 20 см. И это еще не все неприятности, которые случились с главным театром в последнее время. У ГАБТа уже 4-й раз за несколько лет меняется госзаказчик, и каждый новый тратит бюджетные деньги на проведение научно-исследовательских работ.

КАЗАЛОСЬ БЫ, реконструкция Большого идет много лет и исправить положение колонн можно быстро, укрепив основание здания. Детальная проверка состояния фундаментов, осуществленная институтом "Фундаментпроект" и Мосгоргеотрестом, тоже свидетельствует о необходимости укрепления: основные конструкции памятника находятся в состоянии, близком к аварийному. Однако проблема в том, что проект реконструкции от "Курортпроекта" (его возглавляет Нодар Канчели, проектировавший купол "Трансвааль-парка"), победивший на конкурсе в 1999 г., не предполагает системных укреплений фундаментов основного здания. Значит, если колонны не рухнут в ближайшее время, то... рухнут позже, после официального окончания реконструкции. Просадка же основных несущих конструкций приведет не только к бессмысленной трате денег на реставрацию фасадов и интерьеров памятника, но и подвергнет опасности жизнь людей. Кстати, первое серьезное укрепление фундамента Большого случилось в 1885 г. Это произошло после того, как... зрительный зал во время спектакля сполз под землю.

Другая проблема, если ее не решить, приведет к тому, что театр перестанет быть памятником архитектуры мирового значения. Вот уже в который раз Министерство культуры РФ пытается узаконить изменение проекта реконструкции, утвержденного в 1999 г. Нынешний Большой - это фасад и задний портик Бове, дополненный после пожара 1856 г. стенами Кавоса, удлиненными позже Гернетом. Стены и фасад, что называется, в открытом доступе, тогда как портик остается до сих пор внутри. Так вот, первоначальный проект реконструкции предполагал его появление на свет после векового заточения. Теперь же говорят, что это экономически невыгодно и лишит театр так нужных ему дополнительных сценических площадей.

Давний оппонент "Курортпроекта" Алексей Денисов, архитектор-реставратор, возглавляющий один из отделов Центральных научно-реставрационных мастерских, считает возможным укрепить фундамент, сохранить портик и превратить театр в удобный и современный с точки зрения технологий. Накренившиеся колонны и заявления Минкультуры о сносе портика заставили в который раз озвучить концепцию реставрации ГАБТа, подготовленную реставрационными мастерскими. В заключениях многих профильных организаций, среди которых "Фундаментпроект", НИИ ВОДГЕО, "Система" (компания, проектирующая сценическое оборудование), говорится о практически осуществимых проектных решениях концепции. И лишь организации, принимающие решения о судьбе Большого, почему-то не готовы с этим согласиться. Может быть, потому, что сломать дешевле, чем тратиться на восстановление и укрепление?

"Я счастлив, что городское правительство не занимается Большим, - комментирует ситуацию главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. - Сложность и Мариинки, и ГАБТа в том, что любой режиссер хочет для своего театра новшеств того времени, в котором живет. А исторические здания этого не допускают в полной мере. Поэтому основное противостояние разворачивается вокруг... портика Бове. Сохранять или не сохранять? Думаю, это должны решить профессионалы". Последние, к сожалению, никак не могут договориться: сносить или не сносить. И в зависимости от этого процент износа портика колеблется от 20 до... 70. Но, по мнению авторитетных реставраторов, восстановление портика возможно, поскольку сохранилась его значительная часть. И она не могла не сохраниться, поскольку больше века содержалась в музейных условиях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно