"Хочу канарейку за копейку, чтобы пела и не ела" - так оценил главный архитектор реконструкции Большого театра Никита Шангин решение Минэкономразвития сократить финансирование реставрационных работ ГАБТа более чем в два раза.
МЕСЯЦ назад Большой официально закрылся на реконструкцию. Планировалось, что до начала 2008 г. Но когда работы фактически начались, выяснилось, что у некоторых чиновников, отвечающих за финансирование, осталось к проекту много вопросов. Самый главный - почему так дорого?
Позолота обошлась слишком дорого
СОБСТВЕННО, наша газета одной из первых озаботилась этим вопросом (см. "АиФ. Москва" N 13, 2005 г.). Этого нельзя было не сделать. На последнем представлении общественности проекта реконструкции в начале весны глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой рассказал, что треть из требующихся 25 млрд. руб. нужно потратить на позолоту зрительного зала. Только таким образом Большому можно вернуть былое великолепие. Но о какой позолоте вести речь, если на тот момент у проекта были серьезные проблемы с освоением подземного пространства? НИИ по инженерным изысканиям в строительстве дало резкую оценку и рекомендовало серьезную доработку. После этого и стали активно говорить о возможном сокращении расходов, поделив объем работ на первостепенный и тот, что можно отложить. А театральному руководству президент посоветовал быть скромнее и не раздувать бюджет.
Исключение реконструкции соседнего с Большим здания на ул. Петровка и производственно-складского комплекса на ул. Плеханова позволило уменьшить сумму до 20 млрд. руб. Также решено было не строить за государственный счет подземную парковку. Но в настоящее время в Минэкономразвития планируют секвестрировать сумму снова до 9 млрд. руб., заодно поменяв проектную мастерскую и генподрядчика. Кто будет новым архитектором реконструкции, пока непонятно, зато о подрядчике уже ходят слухи. Возможно, им станет "Мерката Трейдинг", которая в середине 90-х гг. вместе со швейцарской фирмой "Мабетекс" реконструировала здания Кремля. Нормальное желание экономить бюджетные деньги превратилось в банальное стремление всеми доступными средствами получить выгодный заказ? Помнится, через несколько лет после завершения работ в Кремле Генпрокуратура, расследуя обстоятельства получения контрактов, возбудила дело по фактам злоупотребления служебным положением.
"Я крайне удивлен позицией Минэкономразвития, - говорит Никита Шангин. - Они спохватились в тот момент, когда не до начала работ, а до их завершения осталось мало времени. Театр уже закрыт. Все спланировано таким образом, что к маю 2006 г. строители должны закончить основные работы в сценической части. И полтора года до открытия понадобятся для монтажа механики сцены. А тут выясняется, что нет даже проекта. Чтобы выполнить новый и согласовать его с самим театром, с пожарными службами, с архнадзором, с обществом охраны памятников, требуется больше года".
Большой могут и не открыть к намеченному сроку
АРХИТЕКТОРЫ проделали серьезную работу. Существующему проекту (см. фото 1) предшествовали 9 вариантов. И был выбран один - удовлетворяющий, казалось бы, всех. Даже портику Бове, сносу которого противились оппоненты, нашли место. Как и фасадная колоннада, он когда-то украшал театр, но с тыла. Сейчас к нему нет доступа. Его застроили, пытаясь увеличить сценические пространства. Но после завершения реконструкции портик наконец можно будет увидеть. Он украсит концертный зал (см. фото 2), запланированный в подземном этаже перед главным входом. По одному из вариантов проекта колоннаду хотели выселить в Манеж. Хорошо, что отказались.
Переезд портика даст возможность применить прогрессивные сценические технологии. Балету нужна отдельная сцена. А в современном оперном театре помимо главной сцены хорошо бы иметь арьерсцену - пространство за главной такого же размера. Арьерсцене, в свою очередь, нужны равные ей боковые площади, так называемые "карманы". И все они по мере необходимости должны двигаться. Это позволяет в спектаклях применять сложные декорации. В Большом возможности получить боковые сцены, пристроив их, нет. Театр зажат с одной стороны Петровкой, с другой - собственным филиалом. Так "карманы" и значительная часть сценической зоны оказались под землей - под Копьевским переулком. Со стороны Театральной площади под землей решили опустить зрительскую зону - фойе, буфеты, гардероб, камеры хранения, туалеты.
Но самое главное - полноценное освоение подземного пространства Большого позволит укрепить фундаменты и не допустить деформации здания. (В вариантах реконструкции речь шла только о частичном освоении: перед театром и за ним.) В НИИ оснований и подземных сооружений разработали проект "посадить" Большой на "материк" (так называют прочные слои известняка. Сейчас театр опирается на глину. И если оставить фундаменты на прежней глубине, то после проведения всех работ здание даст усадку и затрещит по швам). Для этого под театр подводится система "задавливания свай": по всему периметру вырываются небольшие ямки, здание в этом месте укрепляют опорной монолитной плитой и с помощью домкрата задавливают сваи, по пути сваривая их друг с другом. Фактически сам театр собственным весом загоняет стальные балки под землю. Когда процесс закончен, вокруг здания в грунте возводят защитную стену, и уже после этого, не боясь того, что театр сползет в котлован, можно осваивать подземное пространство. "Если говорить о здании медицинским языком, есть разные методы лечения: хирургия, терапия и гомеопатия, - объясняет Никита Шангин. - Задавливание свай - это гомеопатия. Но если нам действительно дадут лишь 9 млрд. руб., эти разработки не пригодятся. А все работы превратятся в капремонт с элементами реставрации. Сценических проблем театра такая реконструкция не решит. Глобального укрепления здания, которого хватило бы лет на 70, не произойдет. И через 15-20 лет все придется начинать сначала".
Но разве Большому привыкать? Кстати, именно 15 лет назад официально началась его реконструкция.